С принятием Федерального закона от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (вступит в силу 8 января 2011 года) (далее — Закон № 151-ФЗ, Закон) терминологическая база действующего законодательства Российской Федерации официально пополнилась определением «микрофинансовая деятельность». Под микрофинансовой деятельностью понимают деятельность определенного законом круга лиц по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование) (п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона).

Отличительные черты микрофинансирования состоят в следующем.

1. Особый субъектный состав займодавцев. С момента вступления Закона в силу на осуществление деятельности по предоставлению микрозаймов могут претендовать в том числе некоммерческие организации. Займодавец микрозаймов должен иметь статус юридического лица, образованного в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, кредитной организации, кредитного кооператива, ломбарда, жилищного накопительного кооператива либо другого юридического лица, учредительными документами которого предусмотрено микрофинансирование в качестве одного из видов деятельности.

2. Обязательная регистрация займодавцев в государственном реестре микрофинансовых организаций. Уполномоченный орган по оформлению и ведению данного реестра будет определен Правительством РФ.

3. Необходимость наличия в учредительных документах займодавца — некоммерческой организации сведений о том, что доходы, полученные от предоставления микрозаймов, направляются исключительно на социальные цели, например: благотворительные, культурные, образовательные или научные, а также на цели дальнейшего осуществления микрофинансовой деятельности, в частности на погашение полученных микрофинансовой организацией кредитов и (или) займов и процентов по ним (ч. 5 ст. 5 Закона). Исходя из буквального смысла ч. 5 ст. 5 микрофинансовая организация не имеет права вносить в учредительные документы и осуществлять
фактически деятельность по направлению доходов от микрофинансовой деятельности на погашение любых других платежей по своим кредитам и займам (например, комиссий и штрафов), кроме платы по основному долгу и процентам.

4. Использование в наименовании займодавца словосочетания «микрофинансовая организация». Необходимо отметить неоднозначное толкование порядка его использования, закрепленного в ч. 9 ст. 5 Закона. В соответствии с названной нормой юридическое лицо не имеет права использовать в своем наименовании словосочетание «микрофинансовая организация» до момента регистрации в государственном реестре микрофинансовых организаций.

Исходя из этого можно решить, что Закон № 151-ФЗ обязывает юридическое лицо дважды проходить регистрацию в государственном реестре микрофинансовых организаций: после первой регистрации микрофинансовая организация получает право на «наименование», а второй раз новое наименование нужно легализовать.

Возможна иная точка зрения: организация независимо от формы собственности, включившая в свое наименование словосочетание «микрофинансовая организация», непосредственно до внесения в реестр микрофинансовых организаций не имеет права осуществлять какие бы то ни было виды деятельности.

5. Введение лимита (ограничения суммы обязательств) займа в размере один миллион рублей. Здесь также могут появиться вопросы при применении нормы. Так, ч. 8 ст. 12 Закона № 151-ФЗ запрещает микрофинансовой организации выдавать заемщику очередной микрозаем (микрозаймы), если общая сумма обязательств заемщика перед займодавцем превысит один миллион рублей. В Законе не оговорено что следует понимать под суммой обязательств. Вероятно, для получения суммы обязательств достаточно только сложить суммы займов, но есть опасение, что без процентов и комиссий по микрозаймам сумма обязательств будет считаться неточной.
Из изложенного вытекает вывод о том, что в законодательстве о микрофинансовой деятельности есть некоторые моменты, требующие официальных разъяснений. Неверное толкование упомянутых мной норм способно привести к нежелательным последствиям в виде привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.261 КоАП РФ за нарушение законодательства о микрофинансовой деятельности (в редакции Федерального закона от 5 июля 2010 года № 153-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»).

Скачать ФЗ от 2 июля 2010 г. №151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"