В целях надлежащего исполнения кредитными потребительскими кооперативами законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Минфином России совместно с Росфинмониторингом подготовлены Типовые вопросы, разъясняющие применение участниками рынка кредитной кооперации  некоторых норм Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Данные материалы подготовлены на основе наиболее часто задаваемых вопросов, поступающих в Минфин России и Росфинмониторинг.

 

 

1. Какие обязанности возникают у кредитных потребительских кооперативов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 163-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»?

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 163-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» на кредитные потребительские кооперативы распространяется обязанность принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным  путем, и финансированию терроризма, предусмотренные Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами, принятыми в его исполнение.

В частности, кредитные потребительские кооперативы обязаны:

2. В целях исполнения Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», подлежат ли постановке на учет в Росфинмониторинге кредитные потребительские кооперативы?

Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 24 «О внесении изменений в Положение о Министерстве Финансов Российской Федерации» на Минфин России возлагаются функции по нормативно-правовому регулированию и государственному контролю в сфере кредитной потребительской кооперации.

Таким образом, кредитные потребительские кооперативы в настоящее время имеют надзорный орган в лице Минфина России, и  постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу не подлежат.

Вместе с тем, Минфин России наделен функцией по ведению государственного реестра кредитных кооперативов, в связи с чем, кредитные кооперативы не должны осуществлять специальную процедуру постановки на учет в Минфине России, в целях исполнения закона о противодействии легализации доходов. Для включения кредитного потребительского кооператива в государственный реестр кредитных кооперативов необходимо в срок до 4 августа 2010 года привести в соответствие с Федеральным законом № 190-ФЗ учредительные документы кредитного кооператива и внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, в порядке, определенном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

3. Каким государственным органом осуществляется согласование правил внутреннего контроля, разработанных кредитным потребительским кооперативом?

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08 января 2003 г. № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имущества, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Учитывая изложенное, правила внутреннего контроля, разработанные кредитным потребительским кооперативов, подлежат направлению на согласование в Минфин России.

Правила внутреннего контроля, разрабатываемые кредитными кооперативами, должны соответствовать утвержденным Правительством Российской Федерации Рекомендациям по разработке организациями, осуществляющими операции  с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В настоящее время, в стадии разработки и согласования находится Административный регламент Минфина России по исполнению государственной функции осуществления контроля и надзора за соблюдением кредитными потребительскими кооперативами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – Регламент).

В соответствии с проектом Регламента, основанием для начала процедуры согласования правил внутреннего контроля является получение Минфином России обращения кредитного потребительского кооператива о согласовании правил внутреннего контроля, к которому прилагаются:

4. Просьба разъяснить процедуру и порядок информирования кредитными потребительскими кооперативами Росфинмониторинга об операциях, подлежащих контролю в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 3 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе кредитные потребительские кооперативы, обязаны представлять в Росфинмониторинг сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ, в случае, если у работников организации на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции (вне зависимости от суммы) осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

При этом, соответствующая информация должна быть представлена в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций.

Единый формат представления организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе и кредитными потребительскими кооперативами), информации по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, а также по операциям с денежными средствами или иным имуществом, по которым на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; форма кодирования; перечни (справочники) кодов, подлежащие использованию при представлении информации; а также каналы связи, для передачи информации установлены Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115-ФЗ, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 05 октября 2009 г. № 245 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Вышеуказанная информация должна представляться в Росфинмониторинг по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39, стр. 1.

Кроме того, на официальном сайте Росфинмониторинга (http://www.fedsfm.ru/) размещено Информационное письмо Росфинмониторинга от 22. марта 2010 г. № 4, касающееся отдельных вопросов применения вышеуказанной Инструкции.

5. Является ли заключение кредитным потребительским кооперативом договора банковского счета (вклада) основанием для информирования об этом Росфинмониторинга в рамках обязательного контроля?

Исчерпывающий перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых должны представляться в Росфинмониторинг, и критерии определения таких операций приведены в статье 6 Федерального закона № 115-ФЗ. При этом возникновение у организаций соответствующих обязанностей, в том числе по отнесению какой-либо операции (сделки) к операциям, подлежащим обязательному контролю, в частности, зависит от вида проводимой операции (сделки).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, обязательному контролю подлежит такой вид операции с денежными средствами или иным имуществом, как зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия, при условии, что сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

Одновременно, необходимо учитывать, что в Федеральном законе № 115-ФЗ отсутствует указание на то, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе кредитные потребительские кооперативы, представляют в уполномоченный орган сведения только по операциям, которые соответствуют направлениям их деятельности - банковской, страховой, кредитной кооперации и т.п.

Таким образом, кредитные потребительские кооперативы должны сообщать в Росфинмониторинг обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности, в том числе об операциях, связанных с зачислением денежных средств на счет (вклад) или списании денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операция по указанному счету (вкладу) не производилась с момента их открытия.

6. Кого кредитный потребительский кооператив должен считать лицом, находящимся на обслуживании (клиентом)? Являются ли клиентами кредитного потребительского кооператива его члены (пайщики)?

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе кредитные потребительские кооперативы), обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании (клиента), за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

При этом Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит каких-либо ограничений по субъектному составу лиц, находящихся на обслуживании в организации, на которых распространяются требования об идентификации.

В связи с чем организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать как лиц, которые принимаются на обслуживание в организацию для установления длительных отношений, так и лиц, которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера, вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций).

По мнению Росфинмониторинга, к лицам, находящимся на обслуживании (клиентам) в кредитном потребительском кооперативе в целях Федерального закона № 115-ФЗ следует относить его членов (пайщиков) - физических или юридических лиц, принятых в кредитный кооператив в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июля 2009 г. № 190?ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – Федеральный закон № 190?ФЗ) и уставом кредитного кооператива, а также иных лиц, вступающих с кредитным потребительским кооперативом в обязательственные отношения, при дальнейшей реализации которых у кредитных потребительских кооперативов возникают обязанности, предусмотренные Федеральным законом № 115-ФЗ (например, при заключении кредитным потребительским кооперативом сделок с недвижимым имуществом и т.д.).

Одновременно необходимо учитывать, что Федеральный закон № 115?ФЗ обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе кредитные потребительские кооперативы), предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей (подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ).

Основные принципы и подходы к осуществлению процедуры идентификации сформулированы в Информационном письме Росфинмониторинга от 18 марта 2009 г. № 2, размещенном на официальном сайте Росфинмониторинга (http://www.fedsfm.ru/).

7. Распространяются ли требования Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» на кредитные потребительские кооперативы граждан?

Учитывая, что кредитный потребительский кооператив граждан, является разновидностью кредитных потребительских кооперативов, деятельность которых определена Федеральным законом № 190-ФЗ, то кредитные потребительские кооперативы граждан подпадают под действие Федерального закона № 115-ФЗ и обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотренные Федеральным законом № 115-ФЗ и иными нормативными правовыми актами, принятыми в его исполнение.

Скачать Федеральный закон №115