Совершенствование законодательной базы кредитной кооперации

Известно, что кредитная коопе­рация сегодня является одной из главных составляющих развития малого сельского предпринимательства.

Сельская кредитная коопера­ция достигла многого исходя из действующего законодательства: Гражданского кодекса РФ, ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации, ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан".

Существующее законодательство позволило в ряде регионов страны построить двухуровневую систему кредитной кооперации. Создан кредитный кооператив третьего уровня, в который вошли 12 кооперативов 2-го уровня. Но дальнейшее развитие кооперативной системы в рамках существующего законодательства очень проблематично. Это, прежде всего, связано со следующими аспектами.

Создание кредитного кооператива третьего уровня - национально­го уровня с ограниченным числом членов и функцией финансирования кредитных кооперативов 2-го уровня требует сосредоточения значительных финансовых ресурсов в этой организации и постоянного наращивания средств, создавая необходимую инфраструктуру - фонды гарантирования, страхования, резервирования для того, чтобы действительно быть опорой для входящих в него кооперативов.

В соответствии с действующим законодательством у кооператива 3-го уровня есть два основных пути развития, каждый из которых имеет свои недостатки, связанные с несо­вершенством законодательной базы:

  1. Функционировать как неком­мерческая организация - развиваться за счет средств входящих в него кооперативов, предоставляя им займы под высокие проценты, рассчитывая на спонсорские вливания и бюджетные средства;
  2. Стать коммерческой органи­зацией - небанковской организацией, созданной кооперативами, и действовать в соответствии с действующим ФЗ "О банках и банковской деятельности в РСФСР", который позво­ляет, оперируя на финансовых рынках, получать прибыль. Известно, что кооперативы третьего уровня - кооперативные   банки   -   действуют   во всем мире и подчиняются законам банковской системы, но при этом со­блюдают и кооперативное законодательство.

Развиваться, следуя по первому пути, будет очень трудно, особенно на перспективу - где взять деньги? В этом случае в законопроект "О развитии сельского хозяйства и агропромышленного рынка Российской Федерации" следовало бы внести до­полнение, в соответствии с которым бюджетные средства выделяются национальному кооперативу (коопера­тиву 3-го уровня), а тот в свою очередь на конкурсной основе предоставляет их кооперативам 2-го уровня. Это к тому же будет стимулиро­вать формирование в регионах 2-уровневых кооперативных систем.

Развиваясь по второму пути, можно утратить кооперативную сущность, стремясь получить как можно большую прибыль, рискуя капиталом входящих в него кооперативов. Для того чтобы этого не случилось, законодательство должно определить правила развития кредитного кооператива 3-го уровня как коммерческой организации: например, не менее 80% уставного капитала (или акций) должно принадлежать кооперативам, как это сделано в некоторых разви­тых странах, установить приемлемый для кооперативов размер уставного капитала и другие параметры.

Сегодня предлагаемые законопроекты оставляют в стороне эту проблему, но нам необходимо ее обсуждать, выбрать путь развития кооперативной системы с тем, чтобы выступать с законодательной инициативой. Решать этот вопрос необходимо совместно с Центральным банком, поскольку изменить банковское законодательство без одобрения Центрального банка практически невозможно.

В настоящее время мы имеем ряд законопроектов, разрабатывае­мых и уже готовых к рассмотрению Госдумой РФ, которые тем или иным образом связаны с кредитной кооперацией.

Это, конечно же, проект Феде­рального закона "О кредитной коопе­рации", проект Федерального закона "О развитии сельского хозяйства и агропромышленного рынка в Россий­ской Федерации",   проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации".

К сожалению, так необходимый нам закон "О кредитной кооперации", на основе которого можно было бы строить все законодательство по кредитной кооперации, до сих пор не рассмотрен Госдумой РФ во втором чтении. Прошло больше года после утрждения его в 1-ом чтении!

Однако в этом есть свои пре­имущества: поскольку он вновь будет рассматриваться в Комитете по экономической политике и предпринимательству ГД РФ, в него можно внести дополнения и изменения - и главное дополнение, которое мы считаем необходимым, - это предоставление кооперативам возможности построения многоуровневой системы кредит­ной кооперации, как это сделано в Федеральном законе "О сельскохозяйственной кооперации". Статья 12 данного закона гласит: "Два и более производственных и (или) потреби­тельских кооператива могут образо­вывать потребительские кооперати­вы последующих уровней, вплоть до всероссийских и международных по­требительских кооперативов".

В настоящее время группой депутатов Госдумы РФ вынесен на обсуждение законопроект "О развитии сельского хозяйства и агропродо-вольственного рынка в Российской Федерации", в котором предлагается узаконить ряд государственных программ поддержки сельского хозяйст­ва и малого бизнеса. Одной из таких программ является Государственная программа поддержки сельской кре­дитной кооперации (статья 28). В соответствии с этой программой пред­лагается выделить средства из Федерального бюджета на поддержку кредитных кооперативов: в 2005 г. -900 млн руб, в 2006 г. - 1000 млн руб., в 2007 г. - 2100 млн руб. При этом субъекты Российской Федера­ции и муниципальные образования вправе участвовать в реализации данной программы на условиях софинансирования дополнительно к суммам, выделяемым из Федерального бюджета. Очень своевременная программа! Надеемся, что данный законопроект будет принят Государственной Думой РФ в ближайшее время.

Другой законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральной закон "О сельскохозяйственной кооперации" разработан Комитетом по аграрным вопросам Госдумы РФ. К сожалению, в данном законопроекте не учтены предложения Союза сельских кредитных кооперативов, касающиеся аудита сельскохозяйственных кооперативов. Как известно, ФЗ "Об аудиторской деятельности" относит особенности правового положения аудиторских организаций, осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов, к ведению Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации".

На наш взгляд, существующая в ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" статья 31 "Аудиторские союзы" во многом ущемляет права кооперативов и отдает монополию на аудит Российскому аудиторскому союзу, каковым в настоящее время является аудиторский союз "Чаянов". Получение статуса "российский" в настоящее время связано с большими трудностями и маловероятно, что в ближайшее время какой-либо ауди­торский союз получит этот статус.

В ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (статья 31 п.4) аудиторским союзам кооперативов вменено в обязанность вступать в Российский аудиторский союз. Это положение закона, по нашему мнению, нарушает Гражданский кодекс РФ, в котором отмечается добровольность объединения физических и юридических лиц в союзы и ассоциации. Кроме того, не понятна цель обязательного объединения аудиторских союзов на национальном уровне, поскольку ау­диторское заключение выдается коо­перативу на региональном уровне. Мы считаем, что для эффективной деятельности аудиторских союзов, их система должна быть децентрализо­вана. Аудиторские союзы кооперативов должны быть в обязательном по­рядке на региональном уровне, а объединение аудиторских союзов кооперативов в союзы последующих уровней должно осуществляться на добровольной основе. Решение вступать или не вступать в аудиторский союз более высокого уровня каждый из аудиторских союзов принимает самостоятельно, при этом к аудиторскому союзу не члену Российского аудиторского союза не должно быть применено никаких карательных санкций.

Кроме того, по нашему мне­нию, существующее положение об аудите (ст.31, ст.32, ст.33) в ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" является более жестким, чем для других организаций, на которые распространяется ФЗ "Об аудиторской деятельности", поскольку лишает кооперативы права проведения действительно независимого аудита (в централизованной системе все аудиторские союзы в определенной степени находятся в зависимости от Российского аудиторского союза). В законе "О сельскохозяйственной кооперации"  необходимо предоставитькооперативам право выбора аудиторской организации - либо это аудиторский союз кооперативов, либо это аудиторская организация, действую­щая на коммерческой основе.

Требует изменений и Федеральный закон "О потребительских кредитных кооперативах граждан". Нам бы хотелось, чтобы кооперативам граждан, так же, как и сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам, была предоставлена возможность объеди­няться в кооперативы последующих уровней, использовать для своего развития   заемные  средства  банков.

Внесение этих изменений позволит сблизить сельскохозяйственную по­требительскую кредитную коопера­цию и кредитную кооперацию граждан, даст возможность создавать совместные объединения, что нема­ловажно с точки зрения увеличения финансового потенциала кооперативов.

Таким образом, развитие кре­дитной кооперации в России, а, сле­довательно, и сельского предпринимательства напрямую зависит от совершенствования ее законодательной базы и от государственной политики в отношении кредитной кооперации.