Если у сберегателей есть сомнения о надежности кредитного кооператива, они делают набег и в конечном итоге разрушают КПК. Декабрьские (2014 г.) события продемонстрировали, что в кредитной кооперации сложился целый комплекс проблем, многие из которых взращивались весь посткризисный период.

Во-первых, за последние несколько лет кооперативы так и не придумали устойчивой модели роста, полезной для экономики. Потребительское кредитование оказалось сомнительным драйвером роста, профинансировавшим по большей части импорт товаров и услуг. Во-вторых, большие кредитные кооперативы часто оказывались в ситуации, когда деньги у них есть, но лежат без движения. С одной стороны, пайщики не спешат брать кредиты: дорого. С другой — кооперативы стараются сформировать «подушку ликвидности», опасаясь паники пайщиков. Кроме того, кредитные кооперативы так и не придумали систему финансовой взаимопомощи, которая смогла бы побороть кризис ликвидности. Это грозит обернуться смертью небольших кредитных кооперативов. Все опаснее становится проблема — смогут ли кредитные кооперативы справиться с очередным наплывом сберегателей и вернуть им деньги? При панике пайщиков многие пытаются одновременно изъять свои средства из кооператива. Однако работа кредитных кооперативов устроена так, что для получения прибыли они должны размещать привлеченные средства в малоликвидные активы, например, займы. Досрочный возврат вложений не может быть произведен без серьезных затрат - потери стоимости или времени.

Невыплаты по обязательствам одним кооперативом может привести к всеобщей панике на региональном рынке. Если  пайщики не знают: только этот кооператив - банкрот или существуют проблемы во всем региональном секторе кредитной кооперации, они постараются изъять свои сбережения и из других кооперативов. И по «принципу домино» вся региональная кооперативная система становится неплатежеспособной. Паника - это самоподдерживающийся процесс. Если кредитный кооператив расплачивается по обязательствам по принципу: кто первый потребовал свои средства, тот и должен первым получить их назад, то вкладчики, потребовавшие свои средства первыми – получат больше, чем те, кто ждал, и вкладчиком выгодно изъять свои средства одновременно – провоцируя кризис. Отсутствие информации порождает слухи о возможном банкротстве некой финансовой структуры, что приводит к возникновению паники и т. д.

Публикаций со слухами и паникой в отечественной прессе и на сайтах во время каждого финансового кризиса не счесть. Конечно, в российском законодательстве есть возможности борьбы с распространителями слухов, начиная от статьи Гражданского кодекса о недобросовестной конкуренции, статьи о клевете, а также ряда статей Уголовного кодекса, связанных с предпринимательской деятельностью. Но в данном случае объявлять войну слухам на почве законодательства — не самый лучший вариант. Игнорировать слухи, отказаться от комментариев или просто все опровергать – худшие варианты развития событий. Самая эффективная стратегия борьбы со слухами – оперативная информация о происходящем из первых уст. Промедление чревато тем, что на первых страницах газет, в Интернете появится изложение точки зрения третьих лиц, возможно, недругов организации, которая и будет считаться основной. Выжидание может создать впечатление, что кооператив хочет утаить реальную информацию. Существует «правило первых 24 часов», в течение которых организация обязана выступить с официальным заявлением. Поможет также оперативное создание телефонной «горячей линии» для журналистов и регулярное обновление информации на корпоративном сайте.

Вот недавний опыт: пытаясь повлиять на резкое снижение курса рубля в конце 2014 г., в ночь на 16 декабря Центробанк повышает ключевую ставку сразу на 6,5 процентных пункта – с 10,5 до 17 % годовых. Как потом отмечало большинство экспертов, это был правильный шаг мегарегулятора. Но «правило первых 24 часов» было проигнорировано, и реакция рынка не замедлила себя ждать – 16 декабря произошел сильнейший со времен дефолта 1998 г. обвал рубля. Курс евро в ходе торгов превысил 100 руб., доллар достиг отметки в 80 руб. Весь день на валютном рынке царила паника, которая затронула и многие кредитные кооперативы - пайщики ринулись забирать свои сбережения. 

Так что же делать кредитным кооперативам, которые попали в подобную ситуацию?

Как правило, пайщики во время паники изымают до 20% от средств фонда финансовой взаимопомощиКритическим для кредитного кооператива может стать одновременное изъятие пайщиками 30% вкладов. Есть случаи, когда пайщики изымали из кооператива все 100% сбережений. 

Ни в коем случае нельзя пытаться затянуть возврат сбережений. При панике кредитный кооператив должен вернуть деньги. Практика показывает, чтобы погасить панику, нужно вернуть в первую очередь 20% сбережений. Обычно, 10% пайщиков не воспринимают никаких доводов и им нужно вернуть деньги моментально. Остальные 10% следует переоформить на более выгодных для пайщика условиях, но обязательно на короткие сроки, т. к. в скором времени паника спадёт, а договор сбережений по-прежнему будет действовать. 

Обязательно нужно иметь в наличии систему противодействия негативным отзывам. Нельзя закрываться от пайщиков. Правление и директорский корпус должны проводить постоянные консультации с пайщиками. В идеале — объявить «День открытых дверей». 

Кредитный кооператив должен иметь резерв, как минимум 10% от фонда финансовой взаимопомощи, чтобы моментально погасить первую волну пайщиков, с которыми невозможно договориться. Как только КПК почувствовал наплыв первой волны пайщиков, нужно в срочном порядке искать денежные средства. В данном случае нужно воспользоваться всеми имеющимися возможностями:

Итак, гарантированных источников пополнения оборотных средств у кредитного кооператива нет и единственная надежда — это кооперативы-союзники. Именно кооперативы заинтересованы в устойчивости других КПК, т. к. проблема в одном кооперативе может автоматически перекинуться на другой. 

Вывод: на данный момент реального механизма взаимопомощи нет, - и это первоочередной вопрос, который нужно обсудить на съезде кредитных кооперативовЕсли у кредитного кооператива нет группы поддержки, состоящей как минимум из 10 КПК, желательно находящихся в разных регионах, то в ближайшие годы рассчитывать на устойчивую систему кредитной кооперации не стоит.

Единственный способ минимизации данного вида риска — разработка действующего механизма противодействия негативным отзывам и создание системы финансовой взаимопомощи кооперативов. Рекомендуется сделать данный вопрос ключевым в повестке дня Съезда КПК в Санкт-Петербурге.