Ревизионная комиссия - контрольный орган кредитного кооператива

Ревизионная комиссия — главный орган, осуществляющий внутренний контроль деятельности кредитного союза. Это единственный орган, который выполняет только контрольные функции, и поэтому не может принимать никакого участия в управлении кредитным союзом.

Ревизионная комиссия также избирается общим собранием пайщиков. Численность ревизионной комиссии не очень крупного кредитного союза можно ограничить тремя членами, так как их работа носит в некотором смысле разовый характер и сопряжена не столько с голосованием, сколько с анализом документации. Для крупных кредитных союзов численность ревизионной комиссии может быть увеличена до пяти членов. Иметь ревизионную комиссию в составе более чем пять членов нецелесообразно. В кредитных кооперативах с численностью пайщиков менее 200 человек функции контрольного органа исполняет ревизор

Как и в случае кредитного комитета, для ревизионной комиссии не имеет смысла вводить систему ротации, однако ограничить максимальный срок пребывания одного человека в ее составе стоит.

Необходимость наличия в составе ревизионной комиссии хотя бы одного квалифицированного бухгалтера очевидна.

Основной целью деятельности ревизионной комиссии является обеспечение финансовой безопасности деятельности кредитного союза путем осуществления контроля. В некотором роде деятельность ревизионной комиссии — один из инструментов управления рисками. Соответственно общая цель разбивается на ряд более конкретных задач в зависимости от типов рисков, которые могут быть снижены благодаря деятельности ревизионной комиссии.

• проверка соблюдения кредитным союзом действующего законодательства, включая проверку правильности уплаты налогов (риск институциональных и/или финансовых санкций со стороны государственных органов);

• проверка соблюдения принципов и процедур кооперативной демократии в деятельности кредитного союза (риск потери доверия со стороны пайщиков и размывания социальной основы кредитного союза);

• проверка соблюдения норм устава и внутренних нормативных документов, исполнения решений органов управления (риск служебных и финансовых злоупотреблений со стороны должностных лиц);

• проверка обоснованности финансовой политики кредитного союза, включая инвестиции и процентную политику, и ее исполнения органами управления и должностными лицами (финансовые риски, прежде всего связанные со структурой активов и пассивов);

• проверка достоверности бухгалтерского и финансового учета, достоверности первичной документации, корректности аналитической отчетной документации, исполнения сметы расходов (риск ошибок и злоупотреблений);

• проверка обоснованности кредитной политики и ее исполнения (риск злоупотреблений как со стороны персонала, органов управления, так и со стороны заемщиков);

• проверка отношений с персоналом (риск трудовых конфликтов).

Частота плановых проверок и случаи, в которых проводятся внеплановые проверки, определены Уставом и Положением об органах управления кредитного союза. Обычно плановая проверка проводится один раз в год, между окончанием финансового года и проведением общего собрания. Внеплановая проверка может производиться по требованию определенного количества пайщиков, правления, директора кредитного союза, либо по инициативе самой ревизионной комиссии.

Период проведения плановой проверки согласовывается с руководством кредитного союза, внеплановую проверку ревизионная комиссия может по своему усмотрению провести и внезапно. В этом случае перед началом проверки необходимо предъявить руководству кредитного союза соответствующий протокол или иной документ, подтверждающий решение о проведении проверки. В акте проверки необходимо указать, в силу каких обстоятельств было принято решение о проведении внеплановой проверки. Соответственно, если при проведении плановой проверки ревизуется вся деятельность кредитного союза за истекший период, то для внеплановой можно выбрать лишь один конкретный аспект, вызвавший вопросы и подозрения, например, деятельность КС по предоставлению займов или ведение кассовых операций.

Кроме того, ревизионная комиссия может привлекаться к проведению инспекции Ассоциацией кредитных союзов.

Акты всех проверок ревизионной комиссии в обязательном порядке представляются общему собранию пайщиков.

Для удобства работы ревизионная комиссия обычно принимает порядок проведения проверки. В качестве шаблона можно использовать Положение о порядке проведения инспекции Лигой кредитных союзов, так как цели проведения инспекции Лигой и осуществления проверки ревизионной комиссией практически идентичны.

Начать ревизию следует с проверки исполнения рекомендаций предыдущей проверки и исправления недочетов и нарушений, выявленных в прошлый раз.

Дополнительно к процедурам проверки, предусмотренным в упомянутом выше Положении, время от времени рекомендуем проводить процедуру сверки записей в членских книжках пайщиков, широко распространенную за рубежом, но почти не применяемую в России. Данная процедура состоит в том, что пайщикам кредитного союза (всем или части) направляется предложение сообщить ревизионной комиссии, какие записи операций по лицевому счету сделаны в их членских книжках за определенный период времени. Затем полученные ответы сверяются с записями движения денежных средств по лицевым счетам, зафиксированными в бухгалтерии кредитного союза.

Что касается процедур сверки счетов с банком и с инвестиционными посредниками (если у кредитного союза имеются инвестиции), а эти процедуры также составляют важный элемент работы ревизионных комиссий за рубежом, в российских условиях фискальная система и зарегулированность бухгалтерского учета делают расхождения практически невозможными, однако время от времени сверку все же стоит производить.

Решение о том, производить ли сплошную или выборочную проверку документов данного типа, принимает сама ревизионная комиссия по своему усмотрению. Однако если при проведении выборочной проверки обнаружилось хотя бы одно серьезное нарушение, необходимо проверить все: а вдруг это уже тенденция?

Члены ревизионной комиссии могут распределить между собой обязанности, например, один проверяет кассу, другой договоры займа, третий хозяйственные операции. Обязанности распределяет председатель ревизионной комиссии, при этом он должен следить, чтобы один и тот же член ревизионной комиссии два раза подряд не проверял одно и то же. В случае проверки "порознь" при возникновении любой проблемы обнаруживший нарушение должен пригласить своих коллег принять участие в дальнейшем выяснении обстоятельств.

Помимо выявления нарушений, ревизионная комиссия вправе и должна давать рекомендации относительно совершенствования процедур учета, делопроизводства и документооборота.

Ревизионная комиссия может привлекать для помощи в проведении проверки привлеченного специалиста, если в смете расходов кредитного союза предусмотрена такая строка.

Персонал кредитного союза обязан оказывать всяческое содействие работе ревизионной комиссии, организовать удобные рабочие места, по первому требованию предъявлять все необходимые документы и давать все необходимые разъяснения.

Акт ревизии одновременно является протоколом и отчетом ревизионной комиссии. В акте отражаются следующие основные моменты:

• дата проведения проверки, состав ревизионной группы (с указанием отдельно членов ревизионной комиссии и привлеченных специалистов);

• период деятельности кредитного союза, подвергнутый проверке;

• характер проверки (плановая, внеплановая, с предупреждением, внезапная) с указанием причин и оснований проведения внеплановой проверки; сферы деятельности кредитного союза, подвергнутые проверке;

• метод проверки (сплошная, выборочная);

• документы деятельности кредитного союза, подвергнутые проверке;

• результаты проверки. Это основной и наиболее объемный раздел акта, поэтому в нем необходимо выделить два подраздела:

- основные финансовые показатели деятельности кредитного союза, полученные ревизионной комиссией расчетным путем; сопоставление с величиной аналогичных показателей по данным руководства кредитного союза; объяснение расхождений;

- выявленные нарушения, их причины, негативные последствия, которые эти нарушения принесли или могут принести кредитному союзу, по чьей вине допущены нарушения;

• рекомендации по исправлению нарушений и по совершенствованию работы.

Что касается последнего пункта, то члены ревизионной комиссии должны четко отделять нарушения и недочеты от разногласий (несовпадение своего мнения с мнением руководства кредитного союза). Так, например, ситуация, когда в офисе, не имеющем сигнализации, на ночь оставляются крупные денежные суммы — нарушение. Ситуация, когда действующие договоры займа хранятся в одной папке с погашенными, — недочет. Ситуация, когда пайщик пишет заявку на получение займа от руки, а не заполняет бланк формы — разногласие.

Так как акт проверки ревизионной комиссии оглашается на общем собрании, а значительная часть пайщиков не вполне четко представляет себе технологию финансовой работы, слишком длинный список рекомендаций может создать у пайщиков неправильное мнение, что кредитный союз работает плохо и нарушает все мыслимые правила. Поэтому рекомендации относительно недочетов в работе и пунктов разногласия в акт лучше не вносить, а решать с руководством кредитного союза в рабочем порядке.

При этом выявленные реальные нарушения ни в коем случае не следует скрывать от пайщиков. Конечно, это банальность, но чем раньше выявлена болезнь, тем легче ее лечить.

Некоторые крупнейшие кредитные союзы уже могут позволить себе проводить внешний независимый аудит. Отметим основные преимущества и недостатки аудита. Начнем с недостатков.

Единственное, для чего проводится аудит и что он может подтвердить или опровергнуть, — соответствие данных баланса первичной документации. Так, если в балансе указано, что на такую-то дату на руках у пайщиков в виде займов находится такая-то сумма, аудит подтверждает, что это действительно так. Аудит не имеет никакого отношения ни к процедурам управления и принятия финансовых решений, ни к соблюдению норм внутрикооперативной демократии, ни к обеспечению равенства пайщиков. Так, например, если по сбережениям пайщика Чу-жакова начисляется 30% годовых, а по сбережениям пайщика Своякова согласно единоличному решению директора — 130%, информации об этом вы никогда не найдете ни в одном аудиторском отчете.

Главное преимущество аудита состоит в том, что в крупных кредитных союзах ревизионная комиссия часто не в состоянии справиться с анализом большого количества первичной документации. Поэтому данные аудиторской проверки можно использовать в качестве "полуфабриката" для ревизионной комиссии.

Итак, аудит не заменяет ревизионную комиссию, однако, если средства позволяют, он может стать ценным подспорьем в ее работе.

Ревизионная комиссия вправе созывать общее собрание членов кредитного кооператива в случае, если правление не исполняет свои обязанности.

Протекция webmoney