Государственное кредитования аграрной сферы экономики

Развитие аграрной сферы экономики во многом обусловлено устойчивым финансово-экономическим состоянием и кредитоспособностью сельских товаропроизводителей. Однако большинство фермерских (крестьянских) хозяйств, крупных и средних сельскохозяйственных предприятий имеют убытки, не могут получать кредиты для финансирования инвестиционной и инновационной деятельности, поэтому усиливается роль государственного кредитования сельского хозяйства. Финансовый, а затем и экономический кризисы в России предопределили необходимость государственного регулирования и поддержки, а также контроля кредитных отношений в сфере аграрной экономики.

 

Государственное регулирование финансово-кредитных отношений выражается в предоставлении дотаций и компенсаций, прямом финансировании программ поддержки и развития социальной сферы села, бюджетных ссудах (кратко- и долгосрочных). К процессу государственного кредитования можно отнести и отсрочки, рассрочку по уплате налогов и налоговых кредитов.

 

Уполномоченный банк - Россельхозбанк, имеющий особый статус государственного агента по обслуживанию АПК. Его задачи - развитие кредитных отношений банка и заемщиков (сельских товаропроизводителей, предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье), предоставление средне- и долгосрочных финансовых ресурсов для модернизации и обновления материально-технической базы сельского хозяйства. Россельхозбанк входит в пятерку крупнейших банков России. Он имеет представительства в 78 регионах страны, около 1700 филиалов.

Можно констатировать, что в России формируется система кредитования аграрной сферы экономики как на федеральном, так и на региональном уровнях - филиалы Россельхозбанка в регионах России.

Особое внимание уделяется созданию сети кредитования на районном уровне. Филиалы Россельхозбанка присутствуют в 1410 районах и 446 муниципальных образованиях и сельских поселениях. Все районные отделения и региональные филиалы банка работают на принципах самоокупаемости. При председателе правления банка создан Совет руководителей региональными филиалами и Совет управляющих офисами.
Россельхозбанк стремится получить максимум прибыли от банковской деятельности. Именно поэтому, а также из-за других факторов внутреннего и внешнего характера он не в полной мере выполняет государственные функции, которые призваны стать для него основополагающими, - проводника методов государственного регулирования мероприятий по финансированию сельских товаропроизводителей.

Кредитные отношения Россельхозбанка с потенциальными заемщиками строятся на основе оценки кредитоспособности последних. Методика оценки кредитоспособности сельскохозяйственных предприятий идентична методике оценки кредитоспособности промышленных предприятий, организаций торговли и других отраслей экономической деятельности, то есть в кредитных отношениях существует формализм: не учитываются специфика сельскохозяйственного производства, его сезонность, длительный производственный цикл, замедленные темпы оборачиваемости средств, несовпадение времени производственных затрат и реализации продукции, зависимость от внешних факторов.
Необходимо отметить, что в России высока нестабильность экономических инструментов (цен, ставок рефинансирования, валютных курсов и т.д.). Это существенно затрудняет управление банковским сектором в целом и отдельными банками. Нестабильность стала основным кризисным фактором инвестиционной и текущей хозяйственной деятельности предприятий аграрного сектора, поскольку резко возросли риски вложений в производство, капиталоемкие инвестиционные проекты. Одновременно возникла хроническая нехватка «длинных пассивов», необходимых для размещения средств в инвестиционных проектах.

Сегодня сформировалась экономическая среда, ориентирующая банки на извлечение доходов не из кредитования предприятий и населения, а исключительно из спекулятивных операций. Проблемы институционального и правового характера, с которыми столкнулись банки и другие финансовые институты, породили нежелательную мотивацию их деятельности, в лучшем случае приводящую к рисковому поведению, а в худшем - к незаконной деятельности. В таких условиях весьма проблематично достижение баланса интересов банка как государственного агента и как кредитной организации.

Система кредитования сельского хозяйства в Смоленской области представлена Сбербанком России, Россельхозбанком, филиалом Внешторгбанка, через представительства которых осуществляется кредитование аграрной сферы экономики, предоставление заемных средств самих банков и бюджетных ссуд.

Анализ финансовых результатов деятельности крупных и средних сельскохозяйственных предприятий Смоленской области показал, что в
2007 г. было 77 убыточных организаций, в 2008 г. - 17 из 216. При этом убытки в расчете на одно предприятие в 2007 г. достигали 1475 тыс. руб., в 2008 г. - 6590 тыс. руб.

Оценка кредитоспособности заемщиков аграрной сферы показывает, что сельхозпредприятия имеют высокий уровень закредитованности. Их кредиторская задолженность значительно превышает дебиторскую. Просроченная кредиторская задолженность организаций Смоленской области в аграрной сфере экономики в 2007 г. составила: поставщикам -236 млн руб., в бюджет - 76,3 млн, по платежам в государственные внебюджетные фонды - 59,4 млн руб.

Анализ кредитования аграрной сферы экономики Смоленской области в 2006-2007 гг. (предкризисные годы) и в 2008 г. (начало кризиса) в определенной степени позволил сформулировать особенности кредитных отношений в условиях экономического кризиса. Это снижение предоставления заемных средств сельхозорганизациям с 1053 млн руб. в 2006 г. до 958,5 млн в 2007 г. и до 649,5 млн руб. в 2008 г. Наблюдается снижение размеров непогашенных в срок кредитов. Так, если в 2007 г. они составляли более 70 млн руб., то в
2008 г. снизились до 66 млн руб.

Все это приводит к росту краткосрочных кредитов. Так, в 2008 г. краткосрочные кредиты банков увеличились до 1013,2 млн руб., или почти в 3 раза по сравнению с 2007 г. В 2008 г. снизился размер заемных средств из федерального бюджета, что повысило нагрузку на сельских товаропроизводителей, то есть снижение доходности сельского хозяйства в период кризиса сопровождалось снижением его государственной поддержки.

Особую тревогу вызывает увеличение получения заемных средств под залог имущества: в 2007 г. - до 2255,8 млн руб., в 2008 г. - до 3010,2 млн руб. Можно констатировать, что практически все имущество сельских товаропроизводителей области находится в залоге у банков.
За 2005-2008 гг. увеличивались размеры поддержки кредитования за счет региональных средств. В 2008 г. субсидии на возмещение части процентных ставок по коммерческим кредитам, привлекаемым предприятиями АПК, составили 103,2 млн руб., привлекаемые на реализацию инвестиционных проектов - 90 млн, на покупку скота - 3,7 млн руб.

Анализ структуры кредитования сельхозпредприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подворий Смоленской области позволяет отметить, что основная доля финансовых средств предоставлялась сельскохозяйственным предприятиям, в меньшей степени кредитами пользовались крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения.

В 2008 г. хозяйствам всех категорий предоставлено 1012,6 млн руб., то есть меньше, чем в 2007 г. (1325,6 млн). Из них средства Смоленского отделения Сбербанка России составили 178,4 млн, ПРФ ОАО Россельхозбанка - 834,2 млн руб. Большая доля финансовых средств также предоставлялась сельхозпредприятиям, в меньшей степени кредитами пользовались фермерские хозяйства и хозяйства населения. Основным кредитором сельских товаропроизводителей остается Россельхозбанк, который предоставил сельскохозяйственным предприятиям кредит 646,5 млн руб., крестьянским (фермерским) хозяйствам - 45,2 млн, хозяйствам населения - 47,1 млн руб.

Следует отметить увеличение размеров кредитования Смоленским отделением Сбербанка России и уход из сферы кредитования филиала Внешторгбанка, ведущую роль Россельхозбанка в денежно-кредитных отношениях с сельскими товаропроизводителями.

Положительной тенденцией до кризиса было увеличение доли долгосрочных кредитов и займов в общем объеме полученных сельскохозяйст-
венными организациями кредитных ресурсов. Однако кредиты в основном получали экономически сильные организации, поэтому в развитии сельского хозяйства Смоленской области возникли диспропорции.

Исходя из проведенного анализа, можно констатировать, что в области не сложилась эффективная система кредитования аграрной сферы экономики в силу внешних (несовершенство законодательства и кредитных отношений), а также внутренних факторов. Кроме того, в самой системе кредитования заложены не только риски, но и угроза продовольственному обеспечению населения.

В последние годы сельскохозяйственные угодья становятся предметов залога при кредитовании. Усилились процессы банкротства сельхозпредприятий и перехода их в собственность коммерческих банков. Процесс кредитования нередко становится фактором разрушения аграрного производства, вывода из оборота сельхозугодий с последующей их консервацией. Земли сельскохозяйственных организаций не используются, перепродаются, и иногда трудно установить собственника. Государство несет ущерб не только от непроизведенной продукции, но и из-за разрушения сельских территорий, прежде всего социальной сферы.

Заемщики - средние и крупные сельскохозяйственные организации -не в состоянии участвовать на равных в кредитных отношениях. В условиях экономического и финансового кризиса становятся неэффективными сложившиеся методы кредитования аграрной сферы экономики в Смоленской области. Без финансового обеспечения экономической деятельности как средних и крупных сельхо-зорганизаций, так и тем более крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подворий, ведение сельскохозяйственного производства возможно только на низком технологическом уровне, что не отвечает задачам его развития.

Следует усилить роль государства в развитии кредитных отношений между банками и сельхозорганизациями, а также в контроле использования финансовых средств. Государственное кредитование необходимо совершенствовать в сфере производственной инфраструктуры, предоставления производственных услуг аграрным предприятиям. При этом можно использовать опыт кредитования сельских товаропроизводителей зарубежных стран, в которых кредитные отношения в данном секторе экономики постоянно развиваются - от простых форм к более совершенным. В некоторых странах кредитование сельского хозяйства имеет смешанный характер, осуществляется как через банки, так и через кредитные сельскохозяйственные кооперативы.

Кредитование сельских товаропроизводителей в США осуществляется фермерской кредитной системой: специализированной системой кредитования, коммерческими банками, агентством по обслуживанию ферм Министерства сельского хозяйства, дилерами, частными лицами. Кредиты по реализации государственных программ развития сельскохозяйственного производства предоставляют агентство по обслуживанию ферм и товарно-кредитная кооперация. Последняя дает фермерам краткосрочные кредиты в виде сезонных ссуд по льготным процентным ставкам под залог товарной продукции.

Агентство по обслуживанию ферм Министерства сельского хозяйства США реализует подтоварный кредит, кредиты на приобретение собственности, производственные цели, возмещение расходов в случае чрезвычайных ситуаций, проведение природоохранных мероприятий, выкуп сельскохозяйственных земель. Сфера обслуживания сельхозпроизводства США находится в ведении государства и финансируется посредством реализации комплексных программ. Предоставляемые государством кредиты имеют гарантированный характер, что способствует устойчивому развитию фермерского производства.

Опыт кредитования в США заслуживает внимания, так как позволяет проводить мероприятия по улучшению земель, природоохранные, расширенное воспроизводство плодородия почв, защиту растений от вредителей и болезней, борьбу с сорной растительностью, что в России сокращено до минимума. В США кредитные отношения предприятий, не располагающих достаточным капиталом для ведения экономической деятельности, строятся по принципу портфеля кредитных карт.

В Германии и Франции существует сеть банков «Райффайзен» и «КредиАгриколь», в функции которых входит кредитование сельского хозяйства, его материально-техническое и информационное обеспечение.

Во Франции аграрную сферу экономики кредитуют кооперативные банки путем предоставления заемных средств. «КредиАгриколь» предоставляет сельским товаропроизводителям обычные ссуды, то есть на общих условиях кредитования, и льготные, так называемые бонифи-цированные, для приобретения оборудования и скота. Бонификация - это государственная субсидия, предоставляемая как непосредственно производителю сельскохозяйственной продукции в виде компенсации части процентов по ссуде, так и путем субсидирования специализированных кредитных учреждений с последующим кредитованием по более низкой процентной ставке.

В Германии сложился смешанный тип кредитования сельских товаропроизводителей, то есть кредиты предоставляются как коммерческими банками, так и специализированными кредитными организациями. Отличительная особенность сельскохозяйственного кредитования в Германии - организация системы кредитования по трем уровням. Верхний уровень представлен кооперативным банком «Дойче Геноссенийафтебанк», пайщики - региональные кооперативные банки, формирующие второй уровень кредитования сельских товаропроизводителей, третий уровень - сельскохозяйственные предприятия.

Отличительная особенность кредитования аграрной сферы экономики Германии заключается в системном подходе, учете конкретных условий сельскохозяйственного производства, предоставлении финансовых и иных средств под реальные мероприятия. Наиболее важные элементы системы следующие.

Кредитные отношения между кредитором и заемщиком устанавливаются непосредственно в местах производства сельскохозяйственной продукции.

На региональном уровне кредитование ведется по основополагающим сферам, таким как крупное производство основных видов аграрной продукции, перерабатывающие предприятия, торговые организации, связанные с сельским хозяйством.

На высшем уровне кооперативной банковской системы осуществляется координация деятельности по кредитованию региональных банков, представляющих в основном средне- и долгосрочные кредиты для развития агропромышленного производства.

В целом кредитные кооперативные институты постоянно изменяются, что отражается на принципах кредитных отношений. В основном эти изменения связаны с усилением государственной помощи в становлении кооперативных институтов. Важно располагать действенной системой государственного контроля использования бюджетных средств на льготных условиях при реализации государственных целевых программ.

Ныне при разработке и реализации государственных программ развития сельского хозяйства не учитываются факторы их эффективности, которые в силу специфики сельскохозяйственного производства должны быть комплексными, то есть охватывать всю систему ведения сельского хозяйства.

Необходимо развивать кредитные отношения Росельхозбанка с сельскими товаропроизводителям по следующим направлениям:

  • кредитование освоения инновационных технологий в сельхозпро-изводстве, пищевой и перерабатывающей сельскохозяйственное сырье промышленности;
  • предоставление долгосрочных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства аграрного профиля;
  • взаимодействие с сельскими кредитными кооперативами;
  • инвестирование социальной сферы (жилищное строительство, газификация сельских поселений); ипотечное кредитование; кредитование на долевых условиях целевых федеральных и региональных программ развития, ведения сельскохозяйственного производства;
  • обслуживание лизинговых компаний, предоставляющих ресурсы для восстановления и обновления основных фондов сельских товаропроизводителей и предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья.

Кроме того, необходимо усилить ответственность Россельхозбанка за использование средств, направляемых на финансирование государственных целевых программ развития сельского хозяйства и других отраслей АПК.

Источник: АПК: экономика и управление, №1, 2010.