КПК вносят важный вклад в развитие экономики малых населенных пунктов в виде налоговых отчислений, легализации финансовых потоков, трудоустройства населения, поддержки малого и среднего бизнеса, благотворительной помощи и т.д. Однако развитию и совершенствованию кооперативного движения мешают в том числе споры с налоговыми органами из-за несовершенного законодательства, отсутствия концептуальных положений по нормативному регулированию налогового учета, налогообложению и налоговому планированию.

Еще в 2008 г. в отношении одного из руководителей кредитного кооператива было возбуждено уголовное дело в связи с неуплатой налога на прибыль. Кооператив, находясь на общей системе налогообложения, займы выдавал под проценты и на расходы брал обоснованные экономические затраты (зарплата, налоги, аренда и т.д.). Но так как это внереализационная деятельность, на затраты можно было бесспорно брать только проценты по сбережениям.

Возбуждение уголовного дела в отношении руководителя организации, членами которой являются жители маленького населенного пункта, могло привести к тому, что обеспокоенные члены кооператива, имеющие сбережения, пошли бы снимать их досрочно. Что стало бы с кооперативом?

Действия контролирующих органов остановило решение, принятое на совещании у статс-секретаря — заместителя Министерства финансов РФ С.Д. Шаталова 8 октября 2008 г., о необходимости признать подготовку проект федерального закона для внесения изменений в 25 главу НК РФ, включив в него положения, устанавливающие особенности налогообложения КПК. После этого Минфин вместе с рабочей группой подготовил предложения о внесении изменений в 25 главу НК, предусматривающих особенности определения доходов и расходов КПК, формирующих налогооблагаемую базу налога на прибыль и конкретизирующих виды таких доходов и расходов.

Но до сих пор эти поправки не приняты и, как результат, именно проблема налогообложения прибыли кооператива дает возможность правоохранительным органам вмешиваться в деятельность кредитного кооператива.

Кредитный кооператив — это не бизнес в чистом виде. В большинстве стран, культивирующих кредитные союзы, налога на прибыль нет. Деньги в кооперативе принадлежат самим членам, и только они вправе ими распоряжаться.

Однако нельзя сказать, что нет понимания проблемы со стороны правительственных структур. Из писем Минфина России:

  • от 25 сентября 2007 г. № 03-03-05/240: Таким образом, вступительные и членские взносы относятся к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ, только для потребительских кооперативов как некоммерческих организаций.
  • от 19 ноября 2008 г. N 03-03-06/4/81: Порядок определения размера, а также способа взимания членских взносов некоммерческого партнерства не является предметом ведения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
  • от 9 августа 2011 г. № 03-03-06/4/96: Для некоммерческих организаций установлена обязанность ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений, и доходов (расходов), полученных (произведенных) ими за счет иных источников.

При ведении раздельного учета расходы кооператива, понесенные им при осуществлении уставной деятельности (оплата труда административно-управленческого персонала, начисления на заработную плату, плата за аренду помещений, коммунальные расходы, членские взносы в ассоциации и др.), осуществленные за счет целевых поступлений, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

-    от 22.08.2012 г. № 03-03-06/4/86: «В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 1 закона № 190-ФЗ взносы члена кредитного кооператива (пайщика) — это предусмотренные законом № 190-ФЗ и уставом кредитного кооператива денежные средства, вносимые членом кредитного кооператива (пайщиком) в кредитный кооператив, а также дня иных целей в порядке, который определен Уставом кредитного кооператива.
Взносы, взимаемые в соответствии с требованиями закона № 190-ФЗ, признаются целевыми поступлениями, не учитываемыми для целей налогообложения прибыли, при условии их целевого использования, а также ведения отдельного учета доходов (расходов) в рамках таких поступлений».

«Порядок уплаты членских взносов для членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков) законом № 190-ФЗ не установлен и определяется кредитным потребительским кооперативом самостоятельно».

Очевидно, что в кооперативе, если выполнены все установленные законодательные требования, решения, принятые его членами в отношении видов, размеров и порядка уплаты целевых взносов, приняты органами управления, выполняются его членами в обязательном порядке. В случаях, когда пайщика не устраивают какие-либо решения, он может оспорить их внутри кооператива, либо выйти из него и оспаривать как гражданин.

Только следуя этим принципам, должны действовать государственные органы в отношении кредитных кооперативов.

Пункт 4 ст. 3 № 90-ФЗ гласит: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных кооперативов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».

Позиция налоговых и силовых органов строится на том, что пайщики не равны в принципах уплаты членских целевых взносов. Но ст. 3 № 190-ФЗ в этом отношении говорит о том, что кредитный кооператив осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:
П. 5 равенства прав членов при принятии решений органами кредитного кооператива независимо от размера внесенных взносов: один пайщик — один голос.

П. 6 равенства доступа членов кредитного кооператива к участию в процессе финансовой взаимопомощи и иным услугам кредитного кооператива.

П. 7 равенства доступа членов кредитного кооператива к информации о деятельности кредитного кооператива.

Нарушаются ли эти нормы, даже если пайщики платят разные членские и целевые взносы, ведь порядок их уплаты согласно уставу КПК определен правилами и положениями КПК, которые они сами утвердили на общих собраниях? Это значит, что только сами члены кооператива вправе давать оценку своим решениям.

Если кредитный кооператив полностью соблюдает федеральное законодательство в своей деятельности, но возникают противоречия в отношении налогового законодательства, то и в Налоговом кодексе РФ в ст. 3 «Основы начала законодательства о налогах и сборах» п.7, гласит: «Все неустранимые сомнения, противоречия и прочие неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика».

А п.З статьи 43 НК РФ «Процентами признается любой заранее заявленный доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления)» к членским организациям в форме КПК надо применять с учетом тех особенностей, которые отличают КПК от других форм финансовых организаций.

Что же нужно сделать, чтобы руководящие органы кредитного кооператива уверенно выполняли свои обязанности перед своими членами и государством?

Необходимо срочно устранить пробелы, допускающие двойное трактование в отношении формирования налогооблагаемой базы на прибыль для КПК и обратиться к представителям законодательной и исполнительной власти о незамедлительном внесении изменений в главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации относительно кредитных кооперативов.