Анализ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в России

В результате возросшего спроса на отечественную сельскохозяйственную продукцию после дефолта 1998 г. процесс создания потребительских кооперативов начал развиваться более быстрыми темпами.

Ежегодно в стране стало прибавляться около 150 потребительских сельскохозяйственных кооперативов, организованных в соответствии с законом «О сельскохозяйственной кооперации». Этому способствует инициатива местных властей, мониторинг деятельности потребительских кооперативов и работа, проводимая Союзом сельских кредитных кооперативов. Также важную роль играет помощь зарубежных финансовых организаций.  Финансовая поддержка и контроль осуществляется такими организациями и программами, как канадское кооперативное движение «Дежарден», Рабобанк (Нидерланды), Минсельхоз РФ, Агентство международного развития США, компания ACDI/VOCA (США), немецкий кооперативный союз Райффайзен, проект ТАСИС (ЕС). Кроме того, активную помощь оказывают такие отечественные организации как АККОР, Фонд развития сельской кредитной кооперации, фонд «Евразия». Их поддержка направлена в основном на создание кредитных кооперативов, однако в ряде регионов кредитные кооперативы тесно связаны с другими видами потребительских кооперативов или же имеют в своем составе структуры, осуществляющие обслуживающие функции. Благодаря сотрудничеству в рамках международных проектов в период с 1998 по 2003 годы было создано более 400 сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, два региональных союза и Федеральный союз сельскохозяйственных потребительских кооперативов .

Несмотря на преимущества кооперации, другие виды сельскохозяйственных кооперативов развиваются слабыми темпами. Так к 2005 г. Минсельхозом РФ зарегистрировано 270 - перерабатывающих, 310 - обслуживающих, 770 сбытовых и 1100 кредитных кооперативов.

Количество потребительских кооперативов в стране

Наметившиеся тенденции свидетельствуют об активизации процесса создания кооперативного сектора, хотя темпы и масштабы продолжали оставаться незначительными. Сельскохозяйственная кооперация, по сути, не стала реальной силой. В то же время сейчас, когда крупное сельскохозяйственное производство продолжает разрушаться, правительство делает ставку национальным проектом «Развитие АПК» на развитие малых форм хозяйствования, а, следовательно, на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Как отмечено в «Концепции развития сельскохозяйственной потребительской кооперации» На  начало 2005 г. не было создано ни одного сельскохозяйственного потребительского кооператива в 21 субъекте Российской Федерации, ни одного перерабатывающего кооператива в 24 субъектах Российской Федерации, ни одного обслуживающего кооператива в 47 субъектах Российской Федерации, ни одного сбытового кооператива в 48 субъектах Российской Федерации.

Основными причинами недостаточного уровня развития сельскохозяйственной потребительской кооперации признаются:

  1. Общие неблагоприятные условия ведения аграрного производства (слабая защита внутреннего рынка от субсидируемого импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, низкий уровень государственной поддержки сельского хозяйства, большой диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства для сельского хозяйства, неразвитость материально-технической базы рыночной инфраструктуры АПК и др.);
  2. Недооценка в процессе  экономических реформ и политики приватизации   90-х гг. кооперативных форм хозяйственной деятельности и, напротив,   неоправданное предпочтительное отношение к развитию акционерного капитала, что обусловило монополизм сферы переработки, поддерживаемых иностранными инвестициями;
  3. Территориальная рассредоточенность крестьянских (фермерских) хозяйств, их низкая товарность, недостаточность знаний и, следовательно, недоверие крестьян кооперированию;
  4. Слабый уровень государственной поддержки малых форм хозяйствования в АПК и сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Крестьянские (фермерские) хозяйства (за исключением периода 1990-1994 гг.) поддерживались из федерального бюджета по остаточному принципу. Федеральная целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.12.1996 г. № 1499) была  выполнена всего на 12,1%; процент исполнения бюджетных обязательств перед фермерами в этот период ниже,  чем в целом по отрасли.  Личные подсобные хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы не поддерживались из федерального бюджета до 2005 г.   За все  годы рыночных преобразований не было принято ни одной специальной федеральной целевой программы по поддержке сельскохозяйственной кооперации. Основная доля поддержки К(Ф)Х,  ЛПХ, вертикальных кооперативов сосредоточена в регионах. Анализ опыта 43 субъектов РФ по поддержке малых форм хозяйствования и вертикальной кооперации (за период 2002-2005 гг.), проведенный Минсельхозом показал, что крестьянские (фермерские) хозяйства в той или иной мере (как правило, без выделения квот в рамках региональных бюджетов) поддерживаются во всех  проанализированных регионах, ЛПХ только в 14, сельскохозяйственная кооперация только в семи; специальные программы по развитию К(Ф)Х и их кооперированию имеются только в восьми регионах, еще в пяти регионах в бюджетах отдельной строкой выделялись средства для ЛПХ;
  5. Несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы развития малых форм хозяйствования и кооперативного движения в части упорядочения землепользования, хозяйственной деятельности и государственной поддержки этих форм  – недостаточная степень отражения специфики кооперативов в Гражданском кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации, необходимость корректировки федерального закона «О кооперации в СССР», Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации»,  а также  разработка нормативно-правовых актов по его более эффективной реализации и др.

С середины 90-х годов по настоящее время продолжается процесс формирования структуры организаций, координирующих развитие обслуживающей кооперации. В настоящий момент можно выделить три организации, которые оказывают воздействие на этот процесс: Минсельхоз, АККОР, Федеральный союз сельскохозяйственных потребительских кооперативов:

  1. Министерство сельского хозяйства РФ  (Управление развития предпринимательства, фермерства и кооперации).
  2. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств  и кооперативов России Фонд «Российский фермер», Фонд «АККОР-Агролизинг», ФРСКК,  Союз сельских кредитных кооперативов, Страховая компания «Поддержка».
  3. Федеральный союз  сельскохозяйственных  потребительских кооперативов.

Но эти организации недостаточно активно способствуют развитию обслуживающих кооперативов. Сеть организаций АККОР поддерживает развитие преимущественно кредитных кооперативов и практически не охватывает обслуживающие кооперативы. Только начинается формирование Федерального союза сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Статистическая информация о количестве сельскохозяйственных потребительских кооперативов определенного вида не всегда может дать точную картину их численности, так как множество кооперативов имеет смешанные функции. Например, в Саратовской области в областном кооперативе «Кооператор Поволжья» из почти сорока потребительских кооперативов 2/3 имеют смешанные функции. Кроме того, в разряд сельскохозяйственных кооперативов попадают те из них, которые выполняют традиционно сельскохозяйственные виды деятельности – переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции, ремонт сельскохозяйственной техники, кредитование и т.д. В то же время на селе создаются и действуют  кооперативы, осуществляющие несельскохозяйственные виды деятельности для сельских жителей, работников сельскохозяйственных организаций, например, по жилищно-коммунальному обслуживанию, развитию ремесел, заготовке продуктов леса, которые учитываются по другим разделам статистики. Поэтому приведенные данные можно считать заниженными. Такого количества кооперативов, по мнению специалистов недостаточно для территории России, так как, если отталкиваться только от административно-территориального деления страны и исходить из того, что в каждом административном районе нужно иметь хотя бы по пять обслуживающих кооперативов различной специализации, то тогда в стране должно быть не менее 8 тысяч кооперативов.

На основе обобщения сведений Госкомстата РФ, Минсельхоза РФ и АККОРа   были выявлены следующие данные по количеству сельскохозяйственных потребительских кооперативов. По имеющимся данным статистики, членами кооперативов являются  около 18 тыс членов (физических и юридических) лиц. Физические лица представлены преимущественно фермерскими хозяйствами. В то же время кооперацией охвачено 6 – 7 % от общего числа фермерских хозяйств, то есть около 16 тыс. хозяйств. Наибольших успехов фермерская кооперация достигла в Волгоградской, Ростовской областях и Краснодарском крае. На сегодняшний день в этих областях работает более 150 фермерских кооперативов. В среднем по России на один кооператив приходится 15 членов. Этого явно недостаточно, если принимать во внимание мелкие размеры фермерских хозяйств.

В большинстве сельских  потребительских кооперативов основную массу членов составляют личные подсобные хозяйства, которых по стране насчитывается более 17 млн.

Спецификой российского опыта кооперации, в отличие от зарубежного, является довольно высокий удельный вес среди членов кооперативов юридических лиц – почти 1/5 часть. Это не только фермерские хозяйства, имеющие статус юридических лиц, но и крупные сельскохозяйственные организации. Это объясняется наличием у сельскохозяйственных организаций основной массы производственных ресурсов сельского хозяйства. Кроме техники они располагают зданиями и сооружениями, построить которые для мелкотоварного сектора быстро невозможно вследствие необходимости крупного стартового капитала. Поэтому крупная сельскохозяйственная организация является базой, на которой формируется кооператив. Это объясняется также тем, что данные организации имеют специализированную технику, которую могут использовать другие члены кооператива, а также обширные пастбища для скота.

Анализ показал, что согласно кооперативным принципам такие кооперативы устанавливают небольшой размер паевого капитала – в среднем 400 - 500 тыс. р. на один кооператив, в том числе перерабатывающий - 462 тыс. р., обслуживающий – 629 тыс. р и снабженческо-сбытовой – 240 тыс. Для инвестиций, например, в перерабатывающие мощности такого капитала недостаточно, поэтому перерабатывающие кооперативы либо включают в состав своих членов предприятия переработки (менее распространенный вариант), либо перерабатывающие кооперативы создаются на базе крупных предприятий путем аренды у них производственных мощностей. Сравнительно низкая сумма паевого капитала у снабженческо-сбытовых кооперативов объясняется тем, что для их функционирования достаточно располагать транспортными средствами и складскими помещениями.

Средства кооператива могут формироваться как за счет собственных средств членов (паевых взносов), так и за счет внешних источников - заемных и привлеченных средств – банковских кредитов,  ссуд кредитных кооперативов, государственных субсидий, иностранной помощи. Следует отметить, что если в начале 90-х годов потребительские (кроме кредитных) кооперативы могли использовать средства федерального бюджета и различных зарубежных фондов,  выделялись банковские кредиты, то после 1998 года остались лишь средства из зарубежных фондов, но и они существенно сократились. Эти средства в начале деятельности кооперативов составляют часть его неделимого фонда. С 2006 г. в рамках национального проекта «Развитие АПК» государством планируется направлять кооперативам бюджетные средства в виде льготных кредитов через Россельхозбанк.

По территории страны потребительские кооперативы рассредоточены крайне неравномерно. Например, почти 20% всех заготовительных и перебатывающих кооперативов сосредоточено в Центральном районе – в Саратовской, Орловской, Брянской, Калужской, Рязанской областях. Есть регионы, где потребительские кооперативы вообще отсутствуют (республика Адыгея).

Наиболее успешно потребительские кооперативы функционируют в Саратовской области, где 8250 фермерских и 290 тыс. личных подсобных хозяйств производят 70 % валовой продукции сельского хозяйства области. К 2005 г.  в области сформировалось и действует более 40 потребительских кооперативов. В области довольно крупные фермерские хозяйства – на одно хозяйство приходится в среднем около 150 га земли.

Организовывать кооперативы мелкотоварный сектор Саратовской области побуждают те же причины, что и в других регионах – перерабатывающие предприятия занимают монопольное положение и держат на низком уровне закупочные цены. Поэтому, стараясь найти более выгодные условия сбыта своей продукции, фермеры и личные подсобные хозяйства тратят много времени на организацию обслуживания своего производства и сбыта продукции.

Существенный импульс развитию сельской кредитной кооперации в регионах дает принятое ими региональное законодательство, регулирующее данный вопрос. Такие нормативные акты действуют в Волгоградской, Саратовской, Ярославской, Пермской и других областях.

Наибольший опыт диверсификации деятельности имеют кредитные кооперативы Саратовской области. В области сложилась двухуровневая  система кооперации. Во множестве регионов уже существует двухуровневая система кооперации, но она затрагивает только деятельность кредитных кооперативов. В Саратовской области создан  кооператив второго (областного) уровня СМСКПК «Кооператор Поволжья». Основной его целью является координация и поддержка деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов (и не только кредитных), а также представление и защита их интересов на всех уровнях, в том числе и за рубежом.

Большая часть (2/3) кооперативов – кредитные. Кроме них в области действует 6 снабженческо-сбытовых, 1 – перерабатывающий, 2 – по совместному приобретению и использованию техники, 1 – селекционно-семеноводческий, 5 – по обслуживанию социальной сферы села. Наиболее успешно развиваются снабженческо-сбытовые кооперативы, как, например,  СПСК «Русь» Лысогорского района, который имеет следующую структуру.

Организационная структура СПСК "Русь"

Рис. 3.Организационная структура СПСК «Русь»

Исполнительным органом кооператива является его правление, которое принимает решения по текущей деятельности, контролирует исполнение решений общего собрания. Оно подотчетно наблюдательному совету и общему собранию. Наблюдательный совет осуществляет контроль над деятельностью правления кооператива, проверку бухгалтерских балансов, годовых отчетов, текущей и годовой бухгалтерской отчетности, проводит инвентаризацию, состояния кассы и т.д. Исполнительный директор руководит текущей деятельностью кооператива, организует выполнение решений общего собрания и правления, подбирает работников.

Если кооперативу не хватает средств на закупку средств производства для поставки их сельхозпроизводителю, то для этого производятся займы в кредитных кооперативах.  В этом случае сельхозпроизводитель  рассчитывается с кооперативом продукцией или деньгами после сбора урожая с учетом процентов за кредит. Этого можно избежать и повысить, таким образом,  доходность хозяйств пайщиков, если функции кредитования, снабжения и сбыта будут сосредоточены в одном кооперативе.

Деятельность кооператива «Русь» и других снабженческо-сбытовых кооперативов в Саратовской области позволила значительно повысить экономическую эффективность производства зерновых и подсолнечника в фермерских хозяйствах – членах кооператива. За счет оптовой закупки запчастей, ГСМ, снижения цен реализации, сокращения накладных расходов в кооперативах фермерские хозяйства увеличили свои доходы на 20-30 %. Кроме того, кооперативы создают новые рабочие места и решают социальные проблемы.

В Саратовской области также накоплен определенный опыт функционирования кооперативов по совместному приобретению и использованию техники, так как в области только 10 % фермерских хозяйств имеют необходимую технику. Так, например, в Марковском районе области успешно функционирует потребительский кооператив по совместному использованию техники «Зоркино», объединяющий четыре хозяйства, а Базарно-Карабулакском районе действует кооператив «Антей», объединяющий пять хозяйств. В хозяйствах, входящих в кооператив «Зоркино» подобный обмен техникой возник еще в 1992 г., однако только в 2001 г. пайщики зарегистрировали данный кооператив. После регистрации фермерские хозяйства стали не только совместными пользователями техники, но и совместными ее владельцами. Оборудование и техника являются собственностью кооператива, а фермерам принадлежат только доли. При выходе из кооператива каждому пайщику возвращается его доля. При организации кооператива были разработаны его устав и внутренний регламент, определены порядок приобретения, очередность использования и место хранения техники, установлены тарифы на ее использование, проведено экономической обоснование деятельности кооператива. Принципы работы данного кооператива аналогичны принципам деятельности других потребительских кооперативов. Кооператив предоставляет фермерам требуемые ими услуги и обеспечивает условия для нормального использования техники.

При организации потребительского кооператива обязательные паевые взносы, согласно принципам кооперации, должны составлять небольшую сумму. Так же было и в данном случае, когда размер обязательного паевого взноса составил 1 тыс. р. (сумма обязательных паевых взносов  равна паевому (уставному) капиталу кооператива). Следующим шагом явилось объединение двумя хозяйствами своих денежных средств для покупки сеялки с культиватором. Предполагается покупка зерноуборочного комбайна и опрыскивателя всеми четырьмя хозяйствами. На приобретение техники использовались кредиты и лизинг с рассрочкой на четыре года.

Важным вопросом организации совместного использования техники является вопрос размера паевого взноса его пайщика. Паевые взносы устанавливаются по решению общего собрания кооператива либо в равном для всех пайщиков размере, либо пропорционально объему предполагаемого пользования услугами кооператива, в данном случае по использованию техники. По каждому виду техники паевые взносы могут устанавливаться индивидуально. Так, в кооперативе «Зоркино» фермер при вступлении в кооператив обязуется пользоваться той техникой, за которую он внес паевой взнос.

Тарифы за использование техники основываются на затратах кооператива на содержании е использование техники, которые делятся на постоянные и переменные. Постоянные затраты включают следующие статьи – амортизация, страховые платежи, административно-управленческие расходы. Переменные затраты – затраты на техническое обслуживание и ремонт, запчасти, ГСМ, зарплату механизаторов.

На приобретение техники в «Зоркино» использует займы кредитных кооперативов и лизинг с рассрочкой на четыре года. Это позволило увеличить парк сельхозтехники до четырех единиц. Очередность использования техники была определена с учетом внесенных паевых взносов. Фермерские хозяйства, имея обязательство выплачивать паевые взносы, могут пользоваться только той техникой, за которую они внесли паи. В основу расчетов тарифов на услуги положены постоянные (амортизация, страхование, административно-управленческие расходы) и переменные затраты кооператива по содержанию и использованию техники. Создание кооператива «Зоркино» позволило снизить затраты по уборке и сократить потери урожая. Совместная покупка сеялки с пневматическим высевом позволила производить посевы в оптимальные сроки и на большей площади. Если в 2001 году зерновыми было засеяно более 200 гектаров, то уже через год эта площадь была увеличена в 4 раза.

Организация фермерскими хозяйствами таких кооперативов позволяет в условиях нехватки денежных средств и проблем получения долгосрочных кредитов быстрее приобрести и окупить дорогостоящую сельхозтехнику.

По неофициальным данным в большинстве регионов страны сельхозпроизводителями уже осуществляется совместное использование техники, однако оно не подтверждается документально и не имеет специальной узаконенной организационно-правовой формы. Это делается вследствие необходимости избежания уплаты налогов. Однако в неорганизованном совместном использовании техники есть свои недостатки. Между пользователями техники могут возникать конфликты, вызванные неузаконенным порядком использования техники, устранением ее поломок, организации расчетов за ее использование и др. Кроме того, не планируя четко оговоренного и общепринятого графика ее использования хозяйствами, данная техника будет использоваться менее эффективно.

Опыт сельскохозяйственной кооперации в Саратовской области не является характерным для всей России. Успешность развития кооперации в регионе объясняется тем, что в области существует устойчивый интерес к кооперации, понимание ее социально-экономической роли и проблем как со стороны сельхозпроизводителей, так и со стороны административных органов. На основе такого отношения создаются кооперативы, разрабатывается региональное законодательство, реализуются зарубежные проекты, строятся отношения с общественными организациями, высшими и средне специальными учебными заведениями.

Итак, сельскохозяйственная кооперация пока не стала реальной силой, способной вывести сельское хозяйство страны из затяжного падения производства. Наметившиеся в развитии потребительских кооперативов тенденции свидетельствуют об активизации процесса создания кооперативного сектора, хотя темпы и масштабы продолжали оставаться незначительными. В то же время сейчас, когда крупное сельскохозяйственное производство в основном разрушено, правительство делает ставку национальным проектом «Развитие АПК» на развитие малых форм хозяйствования, а, следовательно, на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Анализ развития потребительских кооперативов свидетельствует, что наряду с кооперативами, специализирующимися на определенном виде функций в стране существует тенденция диверсификации функций кооперативов. По неофициальным данным в большинстве регионов страны сельхозпроизводителями уже осуществляется совместное использование техники, однако оно не подтверждается документально и не имеет специальной узаконенной организационно-правовой формы. Это делается вследствие необходимости избежания уплаты налогов. Однако в неорганизованном совместном использовании техники есть свои недостатки.


Сущность и проблемы кооперации. Материалы круглого стола в Совете Федерации. М., 2003

 

 

Протекция webmoney