Выставка-ярмарка «Меновой двор-2014», которая начала свою работу сегодня, 10 сентября, стала площадкой для обсуждения многих тем, которые волнуют сельхозпроизводителей региона. Так сегодня в рамках выставки прошел круглый стол, посвященный проблемам и перспективам развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в регионе. О реальном положении дел рассказал председатель Областного снабженческо-сбытового обслуживающего кооператива «Современные агротехнологии» Сергей Козка.

‒ Картина с теми кооперативами, с которыми мы взаимодействуем, очень даже печальная. К примеру, мы сейчас вывели весь блок кредитной сельскохозяйственной кооперации. К концу 2014 года у нас не будет ни одного кредитного кооператива, потому что все идут практически к банкротству. Можно сказать, мы лишились самого главного – финансового обеспечения в кооперативной среде. Всё к тому шло. Мы знаем, что в последнее время руководство банков напрямую заявили о том, что переходят к развитию программ микрофинансирования, и ниши для кредитной кооперации больше нет.

‒ Наш кооператив как лакмусовая бумага проявляет всё, что сейчас происходит у нас в потребительской и снабженческо-сбытовой кооперации. Мы занимаемся поставками ГСМ, пестицидов и предоставляем услуги. В этом году из 38 членов кооператива у нас осталось 21 – сокращение почти вдвое. Из тех, кто вышли – кто-то недопонимает смысл кооперации, кто-то в связи с финансовым положением вынужден прекращать деятельность.

‒ Чтобы выстроить систему работы, нам надо включать в кооперацию предприятия по хранению и переработке зерна, элеваторы и мельницы, но они с нами на такие контакты не идут, потому что сейчас им рынок не позволяет делать лишних движений и спокойно получать свою выгоду, когда сельхозтоваропроизводители разрознены. В кооперативе придется договариваться о цене, вся отчетность должна быть прозрачной. Им этого не надо, потому что сейчас они имеют сверхдоходы.

‒ В нашем регионе интересная ситуация по зерновым: самые низкие закупочные цены в стране. Соседи закупают на тысячу рублей дороже. Это происходит из-за того, что не развита должным образом переработка. Например, алтайцы отрапортовали, что произвели полтора миллиона тонн муки, то есть создали добавочную стоимость, перемолов зерно. Мы в нашем кооперативе не можем организовать производство. У нас есть отдельные мукомолы, но взять на себя большие объемы они не могут, производя, в основном, только на свои нужды. Создать переработку без специальной программы и государственной поддержки практически невозможно, ‒ заключил Сергей Козка.