Бухгалтерский учёт кредитных кооперативов: простота и прозрачность

 

Бухгалтерский учет финансово-хозяйственных операций — непременное условие стабильной и безопасной деятельности любой порядочной организации.

 

 

Законодательная же неопределенность организационно-правового статуса сельских кредитных кооперативов, неоднородность их функций в разных регионах нашей страны, разногласия среди государственных чиновников разных уровней по поводу статуса привели к отсутствию системы бухгалтерского учета, адекватной деятельности кооперативов. Поэтому выработка законодательной базы деятельности сельских кредитных кооперативов должна также сопровождаться разработкой правил ведения бухгалтерского учета, налогообложения, составления и предоставления отчетности как сельскими кредитными коопера­тивами, так и другими организациями, входящими в систему сельской кредитной кооперации. Следует также учесть, что интеграция российской экономики в систему мировых экономических отношений, с одной стороны, и не сформированные российские нормы и стандарты учета и отчетности, с другой, нередко привносят в деятельность организаций, предприятий хаос и неразбериху. Это касается и кредитных кооперативов.

Реформа системы бухгалтерского учета и отчетности в России ведется по трем важнейшим направлениям: изменения методологического характера, нормативного регулирования и подготовки квалифицированных рыночных кадров. Естественно, ставится задача увязать российскую реформу бухгалтерского учета с ос­новными тенденциями гармони­зации стандартов на международном уровне.

В сельской кредитной коопера­ции складывается ситуация, когда в каждом кооперативе создается своя, индивидуальная система бухгалтерского учета. При этом меньше всего заботятся об объективном отражении деятельности и состояния кооператива. Ориентируются на другое: на требования налоговых органов. Налоговики же в условиях отсутствия четкого федерального законодательства выдвигают в разных регионах разные требования.

Очевидно, что выработка законодательной базы деятельности кредитных кооперативов должна сопровождаться разработкой единых правил ведения бухгалтерского учета, налогообложения, состав­ления и представления отчетности. Одним из важных шагов в этом направлении должна стать разработ­ка методических рекомендаций. Уже сейчас их отсутствие вызывает определенные трудности в самих кооперативах, а также у внешних пользователей, к которым относятся и государственные финансовые органы, и общественные организации, занимающиеся развитием кредитной кооперации, и партнеры кредитных кооперативов. Эти трудности вызваны прежде всего спе­цификой деятельности кредитных кооперативов (работая в финансо­вой сфере, они не являются коммерческими организациями), а также несовершенством законодательства, регулирующего деятельность этих кооперативов. И можно быть уверенным, что дальнейшее развитие системы кредитной кооперации (а она непременно будет развиваться) еще более обострит ситуацию. Почему?

Прежде всего потому, что насту­пил этап активного формирования федерального и региональных финансовых центров сельской кредитной кооперации, служб аудита, обслуживающих кредитные кооперативы. Увеличивается объем и расширяются виды услуг, оказываемых кооперативами. В сферу кредитной кооперации вовлекается все более широкий круг финансовых средств села, кооперативный сектор интегрируется в систему финансового обслуживания села, расширяется взаимодействие кредитных кооперативов с финансовыми, общественными и иными организациями. Все это настоятельно требует разумной стандартизации учета и отчетности, а для этого необходимы единые методические рекомендации, которые позволят кооперативам, объединившимся в систему, сделать показатели учета и отчетности сопоставимыми и пригодными к анализу. Это также позволит добиться выполнения одной из основных задач учета: подготовки информации, необходимой и достаточной для успешного руководства отдельным коопе­ративом и координации системы в целом.

На мой взгляд, бухгалтерский учет для кредитных кооперативов должен строиться на трех "китах". Во-первых, нужно обеспечить доступность учетной информации для каждого члена кооператива. Во-вторых, схема должна быть такой, которая позволяла бы применять единую методику учета в кр-дитных кооперативах, работающих в различных социально-экономи­ческих условиях (и потому приме­няющих разные схемы построения ссудосберегательной деятельности). И в-третьих, она должна обеспечить формирование отчетных показателей, дающих точное представление о финансовом состояниии деятельности кооператива. Сегодня, как уже говорилось, сельские кредитные кооперативы применяют различные методы и способы учета, пытаясь самостоятельно решить возникающие проблемы.

Так обстоят дела во внутрироссийском законодательстве. Но ведь стоит задача перехода к меж­дународным стандартам финансовой отчетности. Здесь тем более, как говорится, "конь не валялся". Действующие   российские  стандарты бухгалтерского учета не могут обеспечить получения информативной, достоверной и понятной финансовой отчетности, отвечающей требованиям современного рынка. Одной из основных причин этого является то, что наиболее активным пользователем отчетности, составленной в соответствии с российскими положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), являются налоговые органы. А они, увы, заинтересованы исключительно только в том объеме финансовой информации, который необходим для целей налогообложения. В итоге возникла ситуация, когда организации (в том числе, и сельские кредитные кооперативы) при составлении финансовой отчетности основной задачей ставят удовлетворение потребностей налоговых органов. Что налоговики хотят знать, то им и дают. О прозрачности и понятности финансовых показателей не может быть и речи.

Что надо делать? Анализ основ­ных исследований и публикаций позволяет сделать вывод о наличии различных концептуальных подходов к решению задачи. Многие экономисты считают необходимым проведение стандартизации на основе норм российского законодательства, учитывающих требования международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и специфику хозяйственной деятельности в России. Именно в таком направлении в настоящее время осуществляется реформа бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации.

Позиция же Комитета по международным стандартам финансовой отчетности изначально заключалась в том, что МСФО должны внедряться в Российской Федерации в неизменном варианте. Однако при этом комитетом не указан круг организаций, которые в обязательном порядке должны применять данные стандарты. В последнее время этот жесткий подход был смягчен: стали предусматривать обязательное применение международных стандартов в организациях с котируемыми на биржах ценными бумагами, а также в груп­пах компаний и кредитных организациях.

В качестве промежуточного варианта некоторые российские ученые предлагают для целей приме­нения МСФО классифицировать организации с учетом их размеров. Согласно данной позиции российские стандарты бухгалтерского учета должны быть, в первую очередь, нацелены на предприятия малого и среднего бизнеса, а круп­ные компании могут участвовать в процессе международной стандар­тизации без каких-либо ограничений.

На мой взгляд, какая бы стратегия перехода к применению международных стандартов финансовой отчетности в нашей стране ни была выбрана, вопросы применения правил МСФО обязательно возникнут и в организациях, входящих в систему сельской кредитной кооперации в нашей стране. В связи с этим предстоит решить ряд вопросов. Прежде всего определить круг организаций, относящихся к сельской кредитной кооперации, для которых применение МСФО будет обязательным. Затем рассмотреть порядок перехода этих организа­ций к применению в учете правил МСФО и разработать основные элементы бухгалтерского учета для применения в условиях перехода к МСФО.

Практически все авторы, работающие над проблемой внедрения МСФО в Российской Федерации, сходятся во мнении о том, что в ре­зультате внедрения МСФО в нашей стране обязательное требование по составлению и представлению финансовой отчетности по МСФО должно распространяться только на часть организаций. В их число должны войти организации, обязанные составлять публичную отчетность (компании с котируемыми ценными бумагами, общественно значимые организации), и рядиных организаций, информация о деятельности которых существенна для инвесторов, например, про­фессиональных участников рынка ценных бумаг. Иные организации, на которые не распространяется требование обязательного составления отчетности по МСФО, могут составлять ее по желанию. Желание организации составлять финансовую отчетность по МСФО может быть связано, например, со стремлением привлечь инвестора. Организации же, не составляющие финансовую отчетность по МСФО, должны будут составлять статистическую и налоговую отчетность. Для целей ее составления эти орга­низации должны будут вести учет по требованиям, установленным законодательством нашей страны.

Таков "разнос" мнений. По нашему же мнению, требования по составлению финансовой отчетности по правилам МСФО должны быть распространены на все организации, в том числе на организации, работающие в системе сель­ской кредитной кооперации. Аргументы следующие.

Первое. Хотя МСФО разрабаты­ваются для целей применения в коммерческих организациях (торговых, производственных, хозяйственных компаниях), их применение возможно и в других организациях, желающих обеспечить максималь­ную прозрачность своей финансовой отчетности.

Второе. Формирование целостной системы сельской кредитной кооперации приведет к необходимости составления финансовой отчетности всех входящих в нее организаций по единым правилам; только так можно будет обеспечить их сопоставимость, а следователь­но, возможность саморегулирова­ния внутри системы.

Третье. Одним из факторов развития и повышения эффективности сельской кредитной кооперации является привлечение финансовых ресурсов сельского населения, независимо от членства в кооперативе, а также финансовых средств из других источников: кредиты банков, целевое финансирование из государственного бюджета и тому подобное. Это, в свою очередь, диктует необходимость представления достоверной информации о деятельности кооператива и, в ча­стности, об использовании полученных средств.

Четвертое. Организации сельской кредитной кооперации работают с финансами физических и юридических лиц, финансовое по­ложение которых в силу ряда причин подвержено существенным рискам. В связи с этим необходимо законодательно обеспечить право пайщиков на получение достоверной информации о финансовом состоянии и деятельности коопера­тива. Правила же формирования отчетности по МСФО направлены на формирование максимально достоверной и полезной для поль­зователя информации.

При принятии правил МСФО для всех организаций, входящих в систему сельской кредитной кооперации, неизбежно возникнет ряд проблем, решение которыхдолжны будут взять на себя организации, осуществляющие координацию и негосударственное регулирование деятельности сельских кредитных кооперативов: Союз сельских кредитных кооперативов, Фонд развития сельской кредитной кооперации, аудиторские союзы и тому подобные. Прежде всего это относится к организации профессиональной подготовки бухгалтерских кадров, изданию методической литературы по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности. Также возникнет необходимость в инструментах, позволяющихприменять в сельских кредитных кооперати­вах оценку активов по справедливой стоимости (сумма, на которую можно обменять актив при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию сторонами, осуществленной на общих услови­ях). Очевидно, что работа по оцен­ке активов и обязательств по справедливой стоимости в начале процесса перехода к МСФО потребует существенных финансовых и трудовых затрат. Такая нагрузка неизбежно увеличит сумму расходов кооперативов, что отрицательно скажется на их возможности выполнять свои задачи. Смягчить ситуацию можно, включив в состав системы сельской кредитной кооперации органы, которые смогут взять на себя выполнение функций по оценке активов и обязательств кредитного кооператива, а также подготовке рекомендаций, методик и вспомогательныхматериалов для проведения оценки, выпуску методической литературы.

Со стороны государственных органов также потребуется серьезная работа по составлению методических указаний для ведения единого учета финансово-хозяйстнной деятельности кооперати­вов: бухгалтерского, налогового и статистического. Эту работу государство должно взять на себя именно потому, что основными пользователями налоговой и статистической отчетности являются государственные органы, а правила ее составления зависят от потребностей государства. Основной задачей этой работы должно стать создание простых и понятных методик составления бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности, удовлетворяющей потребностям налоговых, статистических органов и других пользователей данной отчетности. При этом значительно снизятся затраты труда и времени, которые раньше уходили на составление различного рода отчетов (бухгалтерских, налоговых, статистических).

Мы считаем, что наилучшим образом решение данной задачи можно обеспечить при условии сотрудничества государственных органов с органами саморегулирования сельской кредитной коопера­ции (Союз сельских кредитных кооперативов, Фонд развития сельской кредитной кооперации и так далее). Для этих целей государственные органы должны представить четко сформулированные подходы к ведению бухгалтерского учета и налогообложению сельских кредитных кооперативов и требования к составу необходимой для них информации. В этом случае органы саморегулирования сельской кредитной кооперации смогут провести необходимую работу и выдать свои рекомендации, касающиеся ведения единого учета финансово-хозяйственной деятельности.

МСФО являются достаточно сложной системой требований, принципов, отчасти правил и процедур подготовки финансовой информации. Поэтому применение МСФО в мелких первичных кооперативах в полном объеме их требо­ваний не только сложно, но и экономически нецелесообразно. Поэтому, говоря о всеобщем применении правил МСФО в организациях кредитной кооперации, мы имеем в виду прежде всего выработку общих подходов к составлению финансовой отчетности, оценке акти­вов и обязательств. На основе этих подходов необходимо разработать правила и процедуры ведения учета и составления отчетности для первичных кооперативов, отличаю­щиеся максимальной простотой и ясностью.

Рассматривая порядок перехода организаций сельской кредитной кооперации к применению в учете правил МСФО, следует обратить внимание на следующие моменты: порядок и сроки такого перехода зависят, с одной стороны, от порядка и сроков реформирования бухгалтерского учета в стране, с другой, — от порядка и сроков формирования системы сельской кредитной кооперации. В настоящее время в России сформирован ряд первичных сельских кредитных кооперативов, идет активный процесс формирования кооперативов второго и третьего уровня. Для формирования же федерального кредитного банка в роли финансового центра сельской кредитной кооперации необходимо длительное время. Полагаю, ко времени создания такого банка в стране уже будет накоплен достаточный опыт ведения учета и составления отчетности по правилам МСФО в банковских организациях. Формирование кооперативных банков и небанковских финансовых организаций на региональном уровне, по-видимому, также начнется не скоро. Таким образом, правила МСФО в таких организациях будет возможно применять непосредственно с момента формирования организации. Для первичных же кооперативов и кооперативов второго и последующих уровней, не являющихся бан­ками, введение правил составления отчетности по МСФО потребует серьезной подготовки и работы по внедрению. Работа эта должна быть направлена, в частности, на разработку отчетных форм и основных элементов учетной системы: унифицированного плана счетов, внутренних регистров, методик расчета основных финансовых показателей, методик оценки активов и обязательств, правил учета некоммерческой деятельности.

Наталья Кузьмичёва