Амортизация основных средств

Порядок амортизации основных средств в налоговом учете с 1-го января 2008 года претерпел существенные изменения.

До недавнего времени в бухгалтерском и налоговом учете был принят разный лимит стоимости имущества, при котором его признавали амортизируемым. Так, по правилам Налогового кодекса ограничение было установлено в сумме 10 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК – старая ред.), а в бухучете – 20 000 руб. (п. 5 ПУ 6/01, утв. приказом Минфина от 30 марта 2001 г. №26н). Правда, законодатели разрешили организациям для целей бухгалтерского учета самостоятельно определять  любую меньшую цифру, утвердив свое решение в учетной политике. Поэтому, для того чтобы облегчить свою работу и сблизить учеты, большинство организаций останавливалось на цифре 10 000. В результате организации переплачивали налог на имущество, однако избегали необходимости производить трудоемкие расчеты по ПБУ 18/02.

С 2008 г. ситуация изменилась. Необходимые поправки в Налоговый кодекс были внесены законом от 24 июля 2007 г. №216-ФЗ. Теперь «амортизируемым признается имущество первоначальной стоимостью больше 20 000 рублей» (п. 1 ст. 256 НК). А вот более дешевые активы как в бухгалтерском, так и в налоговом учете могут быть единовременно учтены в составе материальных расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК).

Казалось бы. Все просто: была одна сумма для признания имущества амортизируемым, а стала другая. Однако при переходе на новые правила могут возникнуть вопросы, связанные с учетом активов, которые по старым нормам относились к основным, а по новым должны быть списаны как МПЗ. Речь идет об имуществе от 10 000 до 20 000 руб. Рассматривая проблему учета «недорогих» основных средств стоимостью от десяти до двадцати тысяч рублей, разберем следующие возможные ситуации.

  1. Внеоборотные активы, введенные в эксплуатацию в прошлом году. Здесь бухгалтеру беспокоиться не стоит, ведь «порядок ведения налогового учета такого имущества в составе основных средств и механизм начисления амортизации не изменились» (Письмо Минфина от 13 ноября 2007 г. №03-03-06/2/211).
  2. Средства, приобретенные в конце 2007 года, а начали использовать лишь в этом году.
  3. Специалисты финансового ведомства в своем Письме от 3 ноября 2007 г. №03-03-06/1/767 утверждают, что в подобном случае «приобретенное организацией имущество учитывается для целей налогообложения прибыли организаций в соответствии с порядком, действующим на момент введения данного имущества в эксплуатацию», а не на момент покупки. Это значит, что «стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме».
  4. Организация приобрела не новое, а уже использованное ранее оборудование.

Проблема может возникнуть, если у продавца это имущество числилось в качестве основного средства, а покупатель, следуя новым правилам учета, относит данный актив к товарно-материальным ценностям. Как же в таком случае оформлять первичные документы? Естественно, что бывший владелец для себя составит акт о приеме – передаче объекта по унифицированной форме №ОС-1 (утв. постановлением Госкомстата от 21 января 2003 г. №7), который обычно используется для оформления операций с объектами основных средств. Однако такой документ не подойдет для покупателя. Ему следует оприходовать поступившие ценности ордером, составленным по форме №М-4 (утв. постановлением Госкомстата от 30 октября 1997 г. №71а). Такую бумагу составляют в одном экземпляре и применяют для учета материалов.

4. Модернизация оборудования, первоначальная стоимость которого была меньше 20 000 руб., и, следовательно, оно списано в составе материальных расходов.

По мнению специалистов Минфина, «экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы на модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение) такого имущества могут быть в полном объеме учтены для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией» (Письмо от 19 декабря 2007 г. №03-03-06/1/879).

5. Книги, брошюры, бухгалтерская литература и техническая документация исключены законодателями из состава амортизируемого имущества (подп. 6 п. 2 ст. 256 НК). Их стоимость «включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения». При этом никаких лимитов по стоимости данных изданий в Налоговом кодексе нет. Так что даже истратив на литературу больше двадцати тысяч рублей, можно смело принимать ее в расходы.

Итак, мы разобрали нюансы учета амортизируемого имущества в 2008 г. Но будет ли ограничение по стоимости касаться нематериальных активов?

Критерии отнесения объектов к нематериальным актива определены в пункте 3 ст. 257 Налогового кодекса. В нем говорится, что «нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев)». Ни о каких стоимостных лимитах при этом речи не идет.

Более того, ограничение в 20 000 руб., установленные пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса, относится только к имуществу организации. А что же подразумевается в кодексе под термином «имущество»? Нетрудно установить, что это понятие квалифицируется как «виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом» (п. 2 ст. 38 НК).

Следовательно, результаты интеллектуальной деятельности и другие объекты интеллектуальной собственности в целях исчисления налога на прибыль к имуществу не относятся. Таким образом, даже если стоимость нематериального актива меньше двадцати тысяч рублей, то он все равно списывается через механизм амортизации. Аналогичные выводы содержатся в письме налоговиков от 27 февраля 2006 г. №04-20-05/2. Правда, оно было составлено два года назад, и поэтому речь в нем идет о сумме в десять тысяч рублей, но сути вопроса это не затрагивает.

Кстати, в бухгалтерском учете также отсутствуют нормы, позволяющие единовременно включать нематериальные активы стоимостью до 20 000 рублей в состав расходов.