При формировании алгоритма концепции разработки и реализации механизма государственной поддержки кредитной кооперации в регионе необходимо, наряду с описанием проблемных ситуаций, определением места и роли государства в их решении, обосновать цели и задачи государственной поддержки, на основании которых затем разработать механизм государственной поддержки, а также определить конкретные формы и методы государственного воздействия.

 


Принципиальным аспектом указанной последовательности действий выступают следующие позиции. Во-первых, процесс определения целей и задач государственной поддержки должен сопровождаться рассмотрением основных внешних факторов, действие которых находится вне контроля и влияния региональных органов власти, но может существенным образом повлиять на достижение поставленных целей и задач. Во-вторых, разработка механизма государственной поддержки должна учитывать соотношение между долгосрочными целями и задачами и ежегодными планами действий. В-третьих, в рамках вышеуказанной последовательности и совокупности действий должны быть определены критерии государственной поддержки и па их основе сформирована совокупность результативных показателей оценки государственного регулирования развития сельскохозяйственной кредитной кооперации в регионе. Исходя из вышеизложенных принципиальных методологических положений предлагается структурная схема.

Структурная схема разработки и реализации механизма государственного регулирования кредиткой кооперации в регионе

Следующим важнейшим шагом является разработка основных компонентов механизма, среди которых можно выделить институциональные аспекты, характер, формы государственной поддержки, а также инструменты и технологии.

Важным структурным элементом концепции является определение ожидаемого эффекта воздействия механизма государственной поддержки. Представляется целесообразным указанный эффект рассмотреть в трёх его аспектах: социальном, экономическом и бюджетном.

Разработанный механизм должен в обязательном порядке пройти апробацию, которая возможна как на уровне субъекта федерации, так и на муниципальном уровне. Апробация механизма государственной поддержки неизбежно повлечёт корректировку некоторых компонентов, форм и методов воздействия, определит приоритетность использования тех или иных инструментов и технологий. Данный процесс является закономерным структурным элементом любых социально - экономических проектов, и в данном случае корректировка механизма должна производиться только с целью максимального достижения стратегических целей социально-экономического развития региона на основе программно - целевого метода управления.

Раскроем основные элементы предлагаемой структурно - логической модели механизма государственного регулирования развития  кредитной кооперации в регионе. Подчеркнем, что государство, являясь важнейшим системообразующим институтом влияния на все стороны функционирования агропромышленного комплекса, способствует в рассматриваемой модели созданию эффективных рыночных институтов и ограничивает монопольную власть инфраструктуры. Идея реализации главных функций государства, стимулирующих и направляющих социально-экономическое развитие общества, лежит в основе разработки механизма государственной поддержки кредитной кооперации, является его главной целевой установкой.

При этом регулирующие воздействия государства предлагается строить на следующих принципах:

  1. Научная обоснованность. Только использование научных методов анализа, планирования, прогнозирования и моделирования развития кредитной кооперации вооружит лиц, ответственных за принятие управленческих решений, достоверной информацией и рациональной аргументацией, позволит организовать эффективное воздействие, даст комплексный мультипликативный эффект в долговременной перспективе;
  2. Системный подход. Как метод управления экономикой, системный подход нацеливает на управление объектом, как системой, структура которой представляет собой совокупность элементов, а также внутренних и внешних связей, наиболее существенным образом влияющих на результаты функционирования объекта управления, причём цели каждого из элементов структуры определены исходя из общего предназначения объекта управления и ожидаемого результата всей системы в целом;
  3. Оптимизация взаимодействия различных ведомств и институтов, способствующих достижению максимально эффективного развития кредитной кооперации. При этом эффективность развития определяется исходя из стратегических целей социально - экономического развития агропромышленного комплекса и достижения устойчивого развития сельских территорий;
  4. Консолидирующая связь институтов государственной власти с институтами гражданского общества, направленная на формирование положительного имиджа социально - экономической политики государства и развитие гражданского самосознания сельского населения;
  5. Приоритет интересов человека, а не институтов, то есть в основе программных мероприятий государственной поддержки должны лежать интересы членов - пайщиков кооперативов, а не кооперативных институтов. При таком подходе реализуется социальный аспект воздействия развития кредитной кооперации и косвенно - важная задача развития человеческого потенциала.

Подчеркнем, что указанные принципы формирования механизма государственной поддержки и регулирования развития кредитной кооперации, рассматриваемого как система правового, организационного, экономического и социального обеспечения функций государства, нацеливают па создание благоприятной среды формирования и развития хозяйствующих субъектов.

Однако, многолетняя неэффективная аграрная политика правительства Российской Федерации, недооценка главных факторов устойчивого развития сельских территорий, как пространственного базиса не только сельскохозяйственного производства, но и среды обитания человека, привели к таким проблемам в сельской местности, как низкая заработная плата, активизация ведения натурального хозяйства, значительное повышение доли населения, находящегося за чертой бедности, маргинализация отдельных территорий, отток грамотных профессиональных кадров и молодёжи, резкое снижение уровня образованности и качества человеческого капитала остающегося населения. Перечисленные социально - экономические трансформации незамедлительно повлекли за собой снижение деловой активности в сельской местности во всех секторах экономики народного хозяйства: промышленности, торговли, сферы услуг, социальной сферы, банковской системы и др. Этот негативный процесс продолжается уже многие годы, начиная с конца девяностых годов 20-го века.

И, как следствие, сельские территории имеют на сегодня совокупность трудноразрешимых проблем, основными из которых являются:

На разрешение комплекса этих проблем и направлен механизм государственной поддержки и регулирования кредитной кооперации в регионе. При разработке и реализации системы мер государственного воздействия необходимо учитывать разделение полномочий между различными ветвями власти и отраслевыми ведомствами и, вместе с тем, организовывать взаимодействие различных ведомств и институтов с целью достижения максимально эффективного развития кредитной кооперации. Механизм государственного регулирования кредитной кооперации представлен в авторской интерпретации как совокупность институциональных видов, форм и характера воздействия государства, инструментов или регуляторов воздействия, а также технологий, применяемых в процессе взаимодействия органов государственной власти и кооперативных институтов. Рассмотрим основные компоненты механизма.

Главная задача, лежащая в основе институционального государственного регулирования развития кредитной кооперации в регионе, состоит в уменьшении правовой, экономической и административной неопределённости путём установления устойчивой структуры взаимодействия институтов, а также формирования межотраслевых связей и многофакторного подхода к институту кредитной кооперации.

Один из приверженцев институциональной школы, американский учёный Д. Норт, - лауреат Нобелевской премии так определил понятие институциональных преобразований и институтов: «Институты - это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми... Они создают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия... Институциональные изменения определяют то, как общества развиваются во времени, и таким образом, являются ключом к пониманию исторических перемен... Институциональные рамки оказывают решающее влияние на то, какие именно организации возникают, на то, как они развиваются». Каркас институциональных преобразований, безусловно, формирует государство, так как оно ведёт денежную политику, мобилизует финансовые ресурсы, поддерживает конкурентную рыночную среду.

В аспекте проводимого исследования, опираясь на теоретические основы институционализма, обозначим следующий перечень мероприятий из разряда институциональных преобразований, необходимых, на наш взгляд, для развития кредитной кооперации в регионе:

  1. Формирование новых субъектов рынка - кредитных кооперативов и региональной системы кредитной кооперации.
  2. Правовая и экономическая регламентация финансово - хозяйственной деятельности кредитной кооперации.
  3. Формирование необходимой инфраструктуры региональной системы кредитной кооперации.
  4. Формирование межотраслевого взаимодействия и многофакторного подхода к институту кредитной кооперации и ее влиянию на социально-экономические процессы в регионе.

Важным фактором устойчивого развития региональной системы кредитной кооперации выступает формирование необходимой инфраструктуры, главными компонентами которой должны стать учебно-методический центр и аудиторский союз. Основные направления деятельности учебно-методического центра могут включать

Существенным элементом инфраструктуры в соответствии с требованиями Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» становится аудиторский союз. Регулярное аудирование бухгалтерской и финансовой отчётности кредитных кооперативов выступает необходимым условием их функционирования, вместе с тем эта процедура возможна только при условии обязательного вступления кооператива в аудиторский союз (ст. 31, 32 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

На уровне Российской Федерации Союзом сельских кредитных кооперативов (г. Москва) был создан аудиторский союз, в состав которого вступил и Вологодский областной сельскохозяйственный кредитный кооператив, являющийся кооперативом второго уровня и центром региональной системы сельской кредитной кооперации, но услуги данного аудиторского союза оказались очень дорогостоящими, а условия аудирования - негибкими. Эти факторы послужили тому, что региональная система сельской кредитной кооперации оказалась в ситуации необходимости создания собственного аудиторского союза. Аудирование, как вид экономической деятельности, требует на начальном этапе определённых денежных вложений, и инструментами государственной поддержки в этом случае могут быть следующие варианты: частичное финансирование создания аудиторского союза на паритетных началах, или оплата обучения аудитора также на условиях софинансирования, или частичная оплата получения лицензии.

Отметим, что правовой основой регистрации кредитных кооперативов являются Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 116) и ФЗ "О кредитной кооперации". Однако практика показывает, что указанные правовые акты не являются достаточной правовой основой финансово - хозяйственной деятельности кредитных кооперативов.

В условиях правовой неопределённости вектор поступательного развития кредитной кооперации может быть задан федеральной целевой программой. Однако и этот инструмент развития государством не задействован. В этих условиях на уровне региона важным шагом представляется формирование региональной нормативно - правовой базы, совокупность которой может включать закон области «О государственной поддержке кредитной кооперации», областную целевую среднесрочную программу развития кредитной кооперации, подобные муниципальные программы, а также соглашение о взаимодействии с ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» и другими коммерческими банками. Наличие чёткой правовой базы, несомненно, активизирует процесс формирования и развития кредитной кооперации в регионе.

Более активной может быть и динамика экономических институциональных преобразований, предполагающих формирование взаимоувязанной системы экономических регуляторов в части кредитной, бюджетной, ценовой, налоговой и страховой политики, маркетинга и аудита для создания условий становления и развития нового кредитного инсти тута. То есть экономическая регламентация предполагает выработку правил функционирования субъектов рынка, в развитии которых заинтересовано государство, и организацию их динамичного развития.

Институциональные преобразования предполагают также и формирование нового мышления в отношении сущности института кредитной кооперации и сценариев её развития. В этой связи выделим три аспекта.

Во-первых, при формировании механизма государственной поддержки и регулирования развития кредитной кооперации необходимо учитывать не только экономическую природу кредитных кооперативов, но и социальную, на что обращали пристальное внимание классики кооперативной теории (А.В. Чаянов, М.И. Туган - Барановский). Худякова видят социальную задачу кредитных кооперативов в удовлетворении потребностей членов -пайщиков кооператива в заёмных ресурсах и сбережении собственных средств. По мнению Е. В. Худяковой, кооперативы представляют собой «открытую социально - экономическую систему», и имеют двойственную природу как «социальная и экономическая единица», так как объединяют и людей, и предприятия, и служат содействию членам - пайщикам в экономических взаимоотношениях и деятельности.

Нет сомнений в том, что социальная природа присуща всем организациям, основанным на кооперативных принципах. М. Ф. Шкляр выделяет кооперативные ценности, которые имеют в большей степени даже этическую природу, «...являются ориентиром для кооператоров и играют для них организующую и вдохновляющую роль». Он отмечает, что мировая кооперативная общественность провозгласила такие моральные, этические ценности кооперации, как взаимная помощь, демократия, равенство, справедливость и солидарность.

Можно, таким образом утверждать, что сложная природа кооперативов требует междисциплинарного подхода в разработке сценариев их развития, а также межотраслевого и межведомственного взаимодействия в формировании механизма государственной поддержки и регулирования.

Во-вторых, эффект деятельности кредитной кооперации, в том числе и сельскохозяйственной кредитной кооперации, не ограничивается только экономическим аспектом. Получение денежных ресурсов для хозяйствующих субъектов является фактором экономического развития. Вместе с тем денежные ресурсы, получаемые в виде займов физическими лицами, могут быть направлены ими как на расширение потенциала своего хозяйства, подворья и т.д., так и на воспроизводство собственного человеческого потенциала, то есть на укрепление здоровья, приобретение новых знаний и профессий, решение социальных проблем. В этом проявляется социальный эффект развития кредитной кооперации в регионе.

В-третьих, динамичное развитие института сельскохозяйственной кредитной кооперации в перспективе может дать комплексный мультипликативный эффект как социального, так и экономического порядка.

Таким образом, разрабатывая сценарии развития сельскохозяйственной кредитной кооперации в регионе и формируя структурно - организованное институциональное пространство, необходимо учитывать многофакторность этого процесса и уделять внимание не только экономическим, но и социальным аспектам. В зависимости от целей и приоритетов социально - экономической политики региона меры государственного воздействия на развитие кредитной кооперации .могут быть ориентированы как па развитие отдельных её аспектов, так и всех в комплексе.

Практика кооперативного развития показывает, что наиболее целесообразными формами воздействия государства на процесс её функционирования и динамичного развития может быть сочетание:

Апробация комплексного подхода в условиях Вологодской области даёт консолидированный успех, проявляющийся в устойчивой положительной динамике развития нового кредитного института.

Поддержка государства задаёт вектор развития, определяет регламент взаимоотношений и стимулирует экономическую деятельность кредитных кооперативов. Поэтому характер воздействия механизма государственной поддержки и регулирования должен быть в первую очередь стимулирующим и в равной степени регламентирующим, рекомендательным и методическим, а по отдельным позициям - контролирующим. Совокупность протекционистских мер государства только тогда экономически и социально оправдана, когда стимулирует кооперативы на улучшение качества хозяйственной деятельности и пресекает иждивенческие настроения и монопольные устремления.
Процесс формирования и реализации механизма государственной поддержки функционирования и развития кредитной кооперации в регионе представляется возможным рассматривать как деятельность и выделить следующие элементы её структуры:

Все указанные структурные элементы являются взаимосвязанными, и отсутствие любого из них может привести к остановке деятельности. При этом гарантированный успех достижения цели, как нормативного представления о результате деятельности в любой сфере, может принести применение технологий.

Рассматривая технологию как целенаправленную последовательность взаимообусловленных шагов, приводящих к искомому результату, или как универсальную концептуальную схему, направленную на достижение результата, можно обосновать следующие основные критерии, которым должна соответствовать технология:

Исходя изданных суждений и учитывая практику организации государственного регулирования экономики, в качестве компонентов механизма государственной поддержки и регулирования кредитной кооперации в регионе можно выделить следующие технологии: прогнозирование, планирование, организация, учёт, контроль, экономический анализ, экономическое программирование, мониторинг экономической деятельности, стандартизация финансово - хозяйственных процессов.

На основе прогноза и с учётом концепций социально - экономического развития региона или агропромышленного комплекса разрабатываются региональные целевые программы для решения актуальных задач. В отличие от прогноза программа включает в себя параметры, характеризующие достижение поставленных целей и задач, мероприятия для их реализации, необходимые ресурсы и исполнителей. Б.Л. Райзбсрг и Р.А. Фатхутдинов отмечают, что целевые программы различаются но разным признакам, а также по уровню их значимости и месту, занимаемому в иерархической структуре управления. Приведённая ими классификация целевых программ позволяет сделать выбор в пользу региональной социально - экономической программы развития кредитной кооперации. При этом Б. А. Райзберг считает, что к программам следует относить крупномасштабные экономические проекты комплексного характера, связанные с решением одной проблемы. Учитывая рекомендации Министерства экономического развития и Министерства финансов Российской Федерации, а также постановления Правительства Вологодской области о порядке разработки и формирования областных целевых программ (с изменениями и дополнениями), сформулируем основные этапы составления целевой программы развития кредитной кооперации:

Таким образом, программа рассматривается как инструмент управления, «представляющий собой сориентированный в пространстве и времени, взаимоувязанный по содержанию, срокам, исполнителям и ресурсам план действия по достижению одной чётко обозначенной цели». Подчеркнём, что с позиций системного подхода цель понимается как чётко сформулированное желаемое состояние или результат деятельности системы как объекта управления (в нашем случае системы сельскохозяйственных кредитных кооперативов), выраженное в определённых параметрах.

План, в отличие от прогноза и программы, в аспекте рассматриваемого нами вопроса представляет совокупность действий органов региональной государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов (кредитные кооперативы, организации агропромышленного комплекса, личные подсобные и крестьянские хозяйства, малые предприятия и т.д.), общественных организаций, институтов гражданского общества и др., направленных на достижение общей цели - развитие кредитной кооперации в регионе. План должен содержать информацию о том, кому, какую задачу и в какое время необходимо решать, а также - какие необходимо выделить ресурсы на решение поставленных задач. Планирование, как правило, опирается на данные прошлых лет, но стремится определить перспективу развития, а поскольку кредитная кооперация - новое социально - экономическое направление, и данными прошлых периодов слабо подкреплено, то наиболее приемлемой формой плана может стать индикативный план.

Индикативный план, как форма экономического планирования, определяет единственный, приемлемый путь развития сельскохозяйственной кредитной кооперации в регионе в отличие от прогноза, когда предлагается несколько вариантов развития. Индикативный план, сбалансированный по определённым видам ресурсов (финансовым, материальным, трудовым и др.), не носит, в отличие от программы, директивного характера, а является рекомендацией достижения определённых результативных (индикативных) методика его разработки сходна с методикой прогнозирования с той лишь разницей, что в индикативном планировании отсутствует вариативность развития. На уровне Федерации, а также и субъектов Федерации, примером индикативного планирования является приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», включающий два направления: ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования, в том числе и развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации.

Технология планирования, независимо от видов планов, включает, как правило, три этапа:

Эффективность планирования развития сельскохозяйственной кредитной кооперации в регионе во многом зависит от того, насколько будут соблюдены основные принципы планирования: единства планирования с учётом перспективных планов развития агропромышленного комплекта региона и других локальных планов, участия в планировании всех заинтересованных участников процесса, непрерывности планирования, гибкости и точности.

Организация, как управленческая технология, представляет собой процесс создания институциональной структуры, предназначение которой будет направлено на развитие кредитной кооперации. Сюда должны войти структурные подразделения региональных органов власти, в функции которых входит развитие нового социально - экономического направления; координационный совет на уровне одного из первых заместителей главы региональной власти, включающий представителей всех заинтересованных сторон (органов региональной власти отраслевой, экономической, финансовой, предпринимательской и т.д. направленности, представителей муниципальных образований, общественных организаций, кредитной кооперации и др.); организации для обслуживания региональной системы кредитной кооперации. Затем необходимо установить горизонтальные и вертикальные взаимосвязи, определить функции, права, обязанности и ответственность всех участников процесса путём разработки соответствующих положений. Опыт показывает, чем чётче продумана структура управления новым направлением (кредитной кооперацией) и разграничены функции и ответственность, тем эффективнее двигается процесс управления.

Необходимой составляющей обоснования эффективных управленческих решений является экономический анализ, который одновременно выступает в качестве научной базы государственного управления. Он играет важную роль в подготовке информации для планирования и прогнозирования результатов, оценке качества и обоснованности планируемых показателей, контроле за их выполнением. Экономический анализ как технология государственного воздействия в аспекте рассматриваемого нами вопроса решает следующие задачи:

Учет и контроль способствуют достижению поставленной цели развития кредитной кооперации путём своевременного обнаружения отклонений и выявления проблем. Главная задача контроля заключается в создании гарантий выполнения намеченных планов и повышения эффективности управленческого процесса. Объектами контроля выступают сельскохозяйственные кредитные кооперативы и система сельской кредитной кооперации, а предметами контроля - процессы функционирования и развития кредитной кооперации. Главными инструментами контроля являются наблюдение, учёт, анализ.

Контроль характеризуется следующими чертами:

В технологии контроля целесообразно выделить этапы:

Стандарты (или результативные показатели) - это конкретные цели развития кредитной кооперации в регионе, степень достижения которых поддаётся измерению на основании критериев. Реально достигнутые показатели развития сопоставляются с запланированными результативными показателями, при этом в случае обнаружения отклонений иажно установить предел допустимых отклонений с тем, чтобы оценить размер возникших угроз в развитии того или иного кооператива или процесса. Корректирующие действия, как правило, направлены на устранение отклонений или (и) изменение стандартов (результативных показателей).

Чтобы контроль был аффективным и обеспечивал достижение целей государственного регулирования развития кредитной кооперации, он должен быть ориентированным на достижение результативных показателей, своевременным, гибким и экономичным. Подчеркнём, что контроль в аспекте рассматриваемого нами вопроса не должен иметь всеобъемлющий характер. Масштабы контроля должны соответствовать потребностям органов региональной государственной власти в аналитической информации.

Мониторинг экономической деятельности кредитных кооперативов является необходимым элементом государственной политики в отношении развития данного института, вооружает органы региональной государственной власти объективной и достоверной информацией о происходящих изменениях и наметившихся тенденциях, что позволяет принимать своевременные и обоснованные управленческие решения. В этой связи особенно актуальным становится вопрос создания информационно-аналитической системы мониторинга кредитной кооперации как технологии отслеживания динамики развития нового кредитного института. Формирование такой системы - ближайшая задача органов государственного управления. Вместе с тем следует подчеркнуть, что мониторинг не должен тотально отслеживать все процессы. Структура мониторинга должна коррелироваться с критериями и показателями эффекта государственного управления, а также подчиняться главной цели данного мониторинга - обеспечение органов региональной государственной власти достоверной информацией с целью выработки оптимальных управленческих решений.

Стандартизация финансово - хозяйственных процессов предполагает формирование единых стандартов финансово - хозяйственной деятельности кооперативов, в разработке которых в первую очередь заинтересованы органы государственной власти. Необходимость внедрения стандартов и нормативов, регулирующих деятельность кредитных кооперативов, отмечается рядом исследователей: A.M. Мазурицким, В.Л. Калиничевым, Г.И. Панаедовой, В. М. Пахомовым, Р.Г. Янбых и другими авторами, а также непосредственными участниками кредитной кооперации.

Установление стандарта, как указывает В.И. Мухин, является необходимым компонентом системного подхода на этапе анализа и синтеза систем управления и предполагает определение «способа создания инструкции» для выработки адекватных системе стандартов или совершенствование имеющихся стандартов. Этот процесс необходим как точка отсчёта в определении состояний системы управления на этапе анализа, и помогает установить задачи, которые дадут возможность достигнуть устойчивого преимущества.

Отметим, что государственная поддержка кредитной кооперации в регионе способствует распространению идей кооперации в общественном мнении и росту числа кооперативов, при этом особенный интерес недобросовестных участников этого процесса вызывает привлечение временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. С целью пресечения злоупотреблений в процессе создания кредитных кооперативов и последовательного формирования их кредитно - сберегательной политики государству требуется разработать процедуру создания и регистрации кредитного кооператива на основании действующего законодательства, а также типовые основополагающие документы (устав, положения о паевом фонде, фонде финансовой взаимопомощи, заёмной политике, договоры займа, залога и другие необходимые документы). Практика диктует необходимость разработки профиля кооператива, по которому оп будет узнаваем всеми участниками процесса. Искомый профиль будет, на наш взгляд, включать в себя:

Кредитные кооперативы должны не только соблюдать принципы кооперации и действовать законными методами, но и неукоснительно соблюдать единые стандарты финансово - хозяйственной деятельности. Соответствие этим требованиям органы государственной власти должны контролировать и информировать общественность через средства массовой информации. Только в этом случае процесс развития кредитной кооперации и принципы государственной поддержки будут понятны всем участникам процесса и не вызовут негативных последствий.

Далее изложим рекомендации по совершенствованию инструментов государственного регулирования кредитной кооперации, которые регламентируют поведение кооперативов, как субъектов управления, и создают предпосылки для ввода в действие механизма мотивации их деловой активности. Таковыми инструментами, или регуляторами государственного воздействия в предлагаемом и апробированиомиами механизме государственной поддержки и регулирования, выступают:

Нормативно - правовое регулирование задаёт жёсткие параметры поведения кооперативов, вместе с тем законы как федерального, так и регионального уровня могут определять не только нормы организации и функционирования кооперативов, но и задавать определенную систему взаимоотношений кооперативов с другими экономическими объектами, органами государственной власти, гражданскими институтами, что является важным фактором становления нового кредитного института. Как ранее отмечалось, имеющиеся федеральные законы не являются достаточной правовой основой финансово - хозяйственной деятельности сельскохозяйственных кредитных кооперативов, и это обстоятельство формирует потребность принятия соответствующего регионального закона.

Менее жёстким может быть формат взаимоотношений на основе соглашений с различными коммерческими, некоммерческими и государственными структурами. Цель таких соглашений - сотрудничество и консолидация усилий на развитие кредитной кооперации в регионе.

Бюджетная политика как инструмент развития может включать в себя следующие мероприятия:

Бюджетные безвозмездные субсидии и субвенции на конкретные цели важны на первоначальном этапе становления кредитной кооперации в регионе, как правило, этот период составляет два года.

В дальнейшем представляется более эффективным внедрение инструментов кредитной политики: 1) Субсидирование кооперативам процентной ставки по кредитам, привлекаемым в коммерческих банках (инструмент косвенного регулирования в отличие от прямой бюджетной поддержки); 2)создание особых условий кредитования кооперативов в региональном филиале ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» и других коммерческих банках, предполагающих использование залога третьего лица, причём обязательно члена -пайщика, упрощение процедуры оформления кредита, наличие кредитных линий под приоритетные направления деятельности. По мере становления сельскохозяйственной кредитной кооперации, субсидированные кредиты можно было бы предоставлять под конкретные целевые программы на условиях конкурса. Представляется, что главным партнёром из коммерческих банков в этих вопросах должен быть ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», в котором государство имеет 100% пакет акций. В дальнейшем, используя опыт других стран, можно перейти к иным регуляторам воздействия, например, политику прямой финансовой поддержки или субсидирования процентной ставки заменить гарантированием или страхованием частных инвестиций, вложенных в развитие кредитной кооперации региона.

Получение кооперативом государственной финансовой поддержки можно поставить в зависимость от достижения результативных показателей, например, доля займов, выданных на сельскохозяйственные и иные производственные цели, должна быть не менее 70 % и др.
Бюджетная и кредитная политики должны базироваться на разумном протекционизме и содержать эффективные инструменты государственного воздействия, иметь надёжную систему взаимодействия между органами власти, кредитными организациями и институтами кооперации, а также социально -экономическую направленность. Политика, проводимая региональными органами власти и понимаемая, как совокупность принципов и разработанного на их основе комплекса мероприятий, должна быть закреплена в нормативных документах, иметь последовательный и преемственный характер, надёжно гарантировать исполнение всех предусмотренных действий, как со стороны государства, так и со стороны остальных субъектов, и должна быть рассчитана как минимум на пять лет, то есть на среднесрочную перспективу.

Среди экономических инструментов государственного регулирования особая роль принадлежит налоговой политике, реализующей две функции: фискальную и регулятивную. Основной недостаток существующей в Российской Федерации налоговой политики состоит в её негибкости, отсутствии дифференцированного подхода, что усиливает фискальную функцию и ослабляет регулятивную.

Главная проблема, которая требует разрешения на федеральном уровне, но частично может быть решена и на региональном уровне при наличии определённой политической воли, заключается в рационализации налогообложения некоммерческих организаций. Федеральный закон «О некоммерческих организациях", ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации идентифицируют некоммерческую организацию по основной цели деятельности, которая не направлена на извлечение прибыли, и при этом некоммерческая организация не распределяет прибыль между участниками. Однако, ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и предпринимательская деятельность соответствует этим целям.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации прибыль, понимаемая как разница между доходами и разрешёнными расходами, подлежит налогообложению. Вместе с тем, разница между доходами и расходами некоммерческой организации по природе своей не является прибылью, так как некоммерческая организация не занимается коммерческой деятельностью, в результате которой возникает прибыль. У некоммерческой организации, к которой относится и кредитный кооператив, все доходы кооператива, равно как и разница между доходами и расходами - это средства, которые должны быть направлены на организацию работы кооператива, содержание аппарата и дальнейшее совершенствование порядка предоставления услуг членам - пайщикам в виде удешевления предоставленных услуг. Причём руководство кооператива должно стремиться к снижению стоимости услуг членам - пайщикам, чтобы, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», обеспечить экономическую выгоду для членов кооператива (один из основных принципов кооперации). Однако, с введением ч. 2 Налогового кодекса РФ и на основании ст. 250 кодекса доходы, полученные от выдачи займов, отнесены к внереализационным доходам и признаются объектом налогообложения на прибыль, что в корне неверно, так как выдача займов - это не коммерческая деятельность, а основная уставная деятельность, то есть оказание услуг только членам - пайщикам.

Ещё одной проблемой является двойное налогообложение членов - пайщиков, когда они платят налоги, как по своей экономической деятельности, так и в кооперативе на них косвенно надает доля налогового бремени, хотя кооператив создаётся только на средства пайщиков, которые остались в его распоряжении после уплаты налогов, и с целью оказания услуг друг другу, а не извлечения прибыли. Непонимание природы кооперации повлекло за собой применение налоговыми органами норм федерального закона № 54 - ФЗ от 22.05.2003 г. «О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт», который касается только коммерческих организаций, так как только коммерческие организации имеют выручку, денежный оборот от реализации товаров, работ, услуг, и обязаны использовать в работе кассовые аппараты. Требования региональных налоговых органов по приобретению кассовых аппаратов касались и сельскохозяйственных кредитных кооперативов, хотя они по уставу не занимаются реализацией товаров, работ, услуг. Упрощённая система налогообложения (гл. 26 Налогового кодекса) также не учитывает природу потребительских кредитных кооперативов.

Назрела явная необходимость внесения изменений в Налоговый кодекс в части налогообложения некоммерческих организаций с цслыо формирования взвешенной и экономически обоснованной налоговой политики. Такие инструменты, как освобождение от определённой части налогов в первый год работы, особый режим налогообложения некоммерческих организаций принесут положительную динамику их развития, и будут способствовать усилению их вклада в социально-экономическое развитие региона.

Представляется, что налоговая политика должна учитывать тройственный аспект стоящих перед ней экономических задач в части некоммерческих организаций. Во-первых, реализовывать налоговые требования, адекватные природе и экономическим возможностям указанных организаций, а также формировать информационную базу об особенностях их налогообложения, так как в российской экономике наблюдается значительное разнообразие некоммерческих организаций. Во-вторых, использовать льготные налоговые режимы и
формировать накопительную информацию об эффективности налогообложения указанных организаций и влиянии налогообложения на их развитие. В-третьих, сформированная информационная база должна стать основой для анализа и прогнозирования развития отдельных видов некоммерческих организаций, и в том числе сельскохозяйственных кредитных кооперативов (может предоставляться заинтересованным пользователям).

Важным компонентом цивилизованных рыночных отношений является страхование рисков. Государственная политика в данном направлении в сфере агропромышленного комплекса Российской Федерации находится в зачаточном состоянии, тем значимее становится разработка и внедрение отдельных инструментов страховой политики в отношении сельскохозяйственной кредитной кооперации, как субъектов рыночных отношений.

Внедрение различных процедур страхования в кредитных кооперативах снизит финансовые риски как самих кооперативов, так и членов - пайщиков. С целью внедрения указанных процедур и их освоения на начальном этапе возможно субсидирование части страховых платежей сельхозтоваропроизводителям, как наименее платёжеспособной категории членов - пайщиков, по залоговому имуществу (техника, животные и др.) в обеспечение займов, направленных на выполнение сезонных работ, а также имеющих инвестиционный характер. Указанная поддержка расширит возможности сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств в получении займа в сельскохозяйственных кредитных кооперативах, так как в коммерческих банках многие из них не рассматриваются как потенциальные клиенты. Следует подчеркнуть важность того, кто является выгодоприобретателем при наступлении страхового случая при страховании залогового имущества. Здравый смысл подсказывает, что им должен стать сельскохозяйственный кредитный кооператив, тогда интересы самого кооператива, а главное его членов - пайщиков, будут надёжно защищены на случай возможных убытков.

Опыт Фермерской Кредитной Системы США говорит о том, что эффективное внедрение в практику сельского хозяйства программ страхования возможно только при непосредственном участии государства, причём важным компонентом практических государственных мероприятий выступает образовательная составляющая, направленная на рост осведомлённости сельхозтоваропроизводителей в особенностях страхования.

Одним из возможных вариантов государственной поддержки сельскохозяйственных кооперативов, стимулируемых государством к расширению кредитования низкоплатежеспособных хозяйств, в жизнедеятельности которых заинтересованы органы государственной региональной власти по причине отсутствия на определённых территориях другого приложения труда, может выступить страхование займов сельскохозяйственного назначения, или иными словами страхование финансовых рисков. Механизм страхования может быть разработан региональными страховыми компаниями совместно со всеми заинтересованными структурами.

Следует отметить, что страховые организации обладают значительными денежными фондами, частичное использование которых может оказать положительное финансовое воздействие в формировании фонда финансовой взаимопомощи региональной системы сельской кредитной кооперации. Новому нарождающемуся институту кредитной кооперации самостоятельно не решить эту задачу в силу отсутствия положительного кредитного досье в длительном интервале времени. Координатором организации взаимодействия и гарантом надёжности процесса могут выступить органы региональной государственной власти, консолидируя усилия хозяйствующих субъектов на развитие региона. Мотивацией страховых организаций будет являться расширение клиентской базы за счёт членов - пайщиков кооперативов, разработка и внедрение как новых, так и имеющихся страховых продуктов, что в конечном итоге принесёт страховым организациям положительный коммерческий результат.

В условиях рыночной экономики и усиления конкуренции всё большее значение приобретает маркетинг. Данное направление применительно к сельскохозяйственной кредитной кооперации может включать несколько позиций:

Наиболее значимыми направлениями являются маркетинговые исследования, важные для определения стратегии и формирования текущей политики кооперативов, информирования и ориентации членов - пайщиков и при этом трудноосуществимые для отдельно взятых кредитных кооперативов. Поэтому здесь инструментом государственной поддержки может выступить частичное финансирование маркетинговых исследований в рамках региональных целевых программ, или научных исследований, финансируемых как государственный заказ.

Маркетинговые исследования уменьшают информационную неопределённость о конъюнктурных процессах на рынках аграрной продукции и аграрного кредитования и являются инструментом формирования стратегических управленческих решений. Для получения достоверной оценки социально - экономических трансформаций исследования должны иметь регулярный периодический характер и сопоставление в динамике лет с базисным или предыдущим периодом.

Актуальным остаётся вопрос об образовательном и профессиональном уровне специалистов, работающих в системе сельскохозяйственной кредитной кооперации. Начинающие кооперативы испытывают острый недостаток специалистов с высшим образованием со знанием кооперативного и банковского менеджмента. Организация подготовки управленческих кадров для кредитной кооперации в аграрных сельскохозяйственных учебных учреждениях региона государственного заказа - задача, которую под силу решить только органам государственной власти совместно с администрациями учебных заведений. Приток молодых и грамотных специалистов уменьшит некомпетентность и снизит экономические риски государства в развитии нового кредитного института. Весьма целесообразно введение в учебные планы образовательных учреждений самостоятельных дисциплин по кооперации, или компонента содержания других учебных дисциплин, или введение специализации по сельскохозяйственной кредитной кооперации на последних курсах экономического факультета. Будущие экономисты, бухгалтеры, финансисты, менеджеры могут изучать практику функционирования кредитных кооперативов в ходе курсового и дипломного проектирования, тем самым, обогащая себя знанием кооперативной действительности и внося свой вклад в совершенствование методов анализа, прогнозирования и моделирования.

В период апробации и внедрения авторских проектных предложений важное значение придавалось информированию и консультационно-методическому сопровождению кооперативов со стороны департамента сельского хозяйства как объективной необходимости в период становления нового института, что оправдало себя и принесло результаты.

В процессе информирования и консультационно-методическою сопровождения, представляющего собой инструмент государственного воздействия решались следующие задачи: