Одной из задач государства в социально - экономическом развитии региона является комплексное воздействие на экономические процессы и направление их в желаемое для общества и государства русло с целью повышения эффективности и конкурентоспособности экономики региона.

Без участия государства невозможно создавать правовую основу любой деятельности, развивать отношения собственности, решать социальные проблемы и т. д. Вместе с тем формы и методы поддержки государства не должны носить характера прямого вмешательства. Экономическая наука накопила достаточный арсенал знаний, позволяющий выбрать формы и конкретные методы государственной поддержки для реализации стратегии государственного регулирования, и в частности, регулирования развития кредитной кооперации в регионе.

В теории управления под государственным регулированием принято понимать косвенное воздействие государства на функционирование хозяйствующих субъектов с целью стимулирования или ограничения их экономической деятельности. Чаще всего государственное управление экономикой проявляется в форме принятия законодательных и других нормативных актов, социально-экономического планирования и программирования, а также других организационно - экономических мер, обеспечивающих благоприятные экономические и социальные сдвиги.

Необходимыми составляющими процесса государственного регулирования выступают чётко сформулированные цели, задачи, объекты и субъекты, а также средства и технологии осуществления.

Объективными предпосылками государственного регулирования кредитной кооперации в регионе являются:

  1. Усиление конкуренции на финансовом рынке. Сельский кредитный рынок имеет значительно меньшую концентрацию кредитных учреждений в сравнении с городскими районами и может быть охарактеризован как неконкурентная среда. Кроме того, рыночный механизм спроса и предложения денежного капитала в сельской местности не удовлетворяет возрастающие потребности сельскохозяйственных предприятий, крестьянских и личных подсобных хозяйств, малого бизнеса в кредитных ресурсах. Сложившаяся к настоящему времени банковская система не охватывает значительную долю хозяйствующих субъектов экономики региона, вследствие чего указанные субъекты лишены источников развития, что ведет к социальной и экономической напряжённости.
  2. Отсутствие специализированной системы сельскохозяйственного, потребительского и предпринимательского кредита, адекватно отражающей специфику предпринимательства. На сегодняшний день в России не существует целостной специализированной кредитной системы по обслуживанию сельского хозяйства, отвечающей специфике сельскохозяйственного производства и современным требованиям социально ориентированной рыночной экономики. На территории региона представлены автономные элементы сельскохозяйственного кредита: филиал ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», лизинговые кампании, организации, предоставляющие товарный кредит (в их роли выступают предприятия переработки сельскохозяйственного сырья, ОАО «Лукойл», поставщики удобрений и средств химической защиты), страховые кампании, индивидуальные кредиторы и некоторые другие. Указанные организации проводят самостоятельную несогласованную кредитно-финансовую политику. В этой ситуации предприятия агробизнеса и частные производители оказываются дезориентированными и незащищёнными от монополизма, Настоятельно требуется формирование специализированной системы сельскохозяйственного кредита, важным звеном которой выступит сельская кредитная кооперация, аккумулирующая денежные средства физических и юридических лиц на решение социально - экономических проблем региона, в том числе сельскохозяйственных.
  3. Содействие устойчивому развитию региона. Село как структурная единица социума региона представляет собой «единый социально - экономический, территориальный, природный и историке - культурный комплекс, включающий сельское население, совокупность общественных отношений, связанных с его жизнедеятельностью, а также территорию и материальные объекты, на ней расположенные». Функции села многообразны: производство продукции и сырья для пищевой и перерабатывающей промышленности; обеспечение народного хозяйства трудовыми ресурсами; сохранение национально - культурных традиций; поддержание эколо-гического равновесия и охрана природных ландшафтов; создание условии для восстановления здоровья и отдыха городского населения; содержание производственных и инженерных коммуникаций; социальный контроль над территорией. Развитие сельской кредитной кооперации будет способствовать росту эффективности сельской экономики, повышению уровня жизни сельского населения, увеличению занятости за счёт стимулирования предпринимательской инициативы и создания новых рабочих мест.

Главной целью государственного регулирования кредитной кооперации в регионе является формирование эффективного кредитио - финансового рынка. Основными задачами региональной политики развития кредитной кооперации выступают:

  1. Обеспечение доступности кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства и населения;
  2. Повышение инвестиционной и деловой активности хозяйствующих субъектов региона;
  3. Повышение уровня жизни населения.

Объектами государственного регулирования являются кредитные кооперативы и региональная система сельской кредитной кооперации. Субъектами государственного регулирования в свете рассматриваемого вопроса в зависимости от уровня власти выступают органы законодательном и исполнительной власти региона (субъекта Федерации), а также органы местного самоуправления. Средствами реализации государственной политики содействия развитию сельской кредитной кооперации являются различные организационно - экономические формы и методы, регуляторы и технологии воздействия на функционирование и развитие кредитной кооперации.

Использование конкретных инструментов государственного воздействия в условиях рынка необходимо согласовывать с действием законов рынка и не выходить за рамки основополагающего постулата «рынок регулирует - государство корректирует», разработанного ещё в начале становления теорий государственного воздействия на экономику. Участие государства в процессе возрождения и становления кредитной кооперации не должно подменять предпринимательскую инициативу. Именно сочетание свободы в принятии решений кредитными кооперативами и разумных мер государственной поддержки их функционирования позволит, на наш взгляд, получить максимальный социально-экономический эффект.

Этот вывод базируется на институциональной сущности кредитных кооперативов как некоммерческих организаций, представляющих собой добровольное объединение юридических и физических лиц с целью взаимного финансирования, сбережения собственных денежных ресурсов и оказания друг другу различных финансовых услуг. Принципиальные отличия кредитных кооперативов от банков заключаются в том, что, во-первых, здесь оказание услуг производится только членам кооператива; во-вторых, обязательное экономическое участие в деятельности кооператива посредством взносов (вступительных, членских и паевых и др.); в-третьих, некоммерческий характер организации экономической деятельности кооператива; в-четвертых, демократический механизм управления по принципу «один пай - один голос».

Подчеркиваем, что основная цель кредитных кооперативов как небанковских финансовых организаций состоит в обеспечении заёмными ресурсами и другими финансовыми услугами субъектов малого предпринимательства и населения. Особое значение имеет кредитная кооперация для хозяйствующих субъектов, территориально удалённых от банковских организаций, а также не имеющих возможности воспользоваться банковскими кредитными ресурсами в силу различных объективных и субъективных причин. Отсюда, целевыми группами формирования сельских кредитных кооперативов, как правило, выступают индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия любых отраслей экономики муниципального района, физические лица, ведущие личное подсобное хозяйство, и другие категории сельского населения.

Исследователи проблемы становления и развития сельской кредитной кооперации, как одного из важнейших звеньев кредитно - финансовой системы агропромышленного комплекса современной России, подчеркивают необходимость научного обоснования методологических и методических подходов, соответствующих сложившейся социально-экономической ситуации, разработки алгоритмов действий и модели организационно-экономического механизма формирования и развития применительно к конкретному территориальному образованию. Увеличивается число публикаций, систематизируемых на страницах журнала «Сельский кредит», где все сильнее звучит тезис о том, что ключевым аспектом системы мер, обеспечивающих эффективное функционирование сельской кредитной кооперации, выступает организация рационального государственного регулирования ее развития.

Экономисты и юристы периодически ведут дискуссии о том, какой должна быть роль государства в становлении и развитии сельскохозяйственной кредитной кооперации. Еще в далёком 1918 году основоположник теории кооперативного движения А. В. Чаянов говорил о том, что «кооперация и государство - это вода и огонь, но если их согласовать, то из воды и огня получится паровая машина, способная сделать полезную работу». Подтверждением возможности их делового взаимодействия является известный положительный опыт сотрудничества в период НЭПа.

В последнее время активизировалась давняя дискуссия. Опытный финансист, один из создателей в Госбанке СССР системы кредитования организаций аграрного сектора к.э.н. М. П. Базаря, анализируя Основные направления политики Правительства РФ на 2001 - 2010 годы, отмечает важность и значимость сельской кредитной кооперации для мелких сельхозтоваропроизводителей и граждан, имеющих приусадебные хозяйства: «Кредитные кооперативы должны стимулировать развитие других видов кооперации, особенно тех, которые имеют важное значение для решения социальных вопросов на селе». Он аргументировано полагает, что система сельскохозяйственного кредита должна быть государственно - кооперативной, то есть строиться на взаимном интересе и участии государства и сельскохозяйственных предприятий, при этом важнейшей составной частью сельскохозяйственного кредита должна выступить при поддержке государства сельская кредитная кооперация.

В.М. Пахомов, доктор экономических наук, финансовый директор Фонда развития сельской кредитной кооперации (г. Москва), отстаивая самостоятельность института кредитной кооперации и её способность к саморегулированию, вместе с тем убежден в необходимости государственной помощи для успешного развития кредитной кооперации, обосновывая ее по следующим направлениям: определение правового статуса кредитных кооперативов, надзор за их деятельностью, формирование нормативно - методической и информационной базы, создание системы гарантий и защиты средств пайщиков, а также субсидирование процентных ставок и предоставление кредитным кооперативам стартового капитала.

О том, что создание и дальнейшее развитие кооперативной системы в целом в сельском хозяйстве напрямую зависит от позиции государства, подчеркивалось и на Международной научно - практической конференции «Сельская бедность: причины и пути преодоления», прошедшей в г. Москве в 2004 голу, где А.В. Петриков, академик Россельхозакадемии, директор ВИАПИ им. А.А. Никон она, подводя итоги конференции, отметил, что государственная поддержка всех форм кооперации, и в том числе кредитной, должна вестись в двух направлениях:

  1. Формирование надёжной правовой базы (в частности, снижение налогов, предоставление налоговых льгот);
  2. Финансово - экономическая поддержка, особенно па стадии становления.

Вопрос о формах государственной поддержки сельскохозяйственной кредитной кооперации перестал быть предметом интереса только самих кредитных кооперативов, потому как «кооперация - это широкое социальное движение..., она направлена на защиту людей труда», - утверждал академик А.А. Никонов.

Большинство учёных - исследователей проблем развития кредитной кооперации сходятся во мнении о том, что государственное воздействие должно базироваться на следующих принципах: а) участники рынка (сельскохозяйственные кредитные кооперативы, региональная система кредитной кооперации) осуществляют свою деятельность на началах самофинансирования за счёт собственных накоплений, а конкретные государственные меры по их поддержке и регулированию являются дополнительными; б) инструменты и технологии государственного регулирования, применяемые дифференцированно на основе программно - целевого подхода, должны стимулировать участников процесса к повышению эффективности деятельности.

Так, Г.Е. Быстров, доктор юридических наук, вице - президент Европейского комитета аграрного права, выступая на пленарном заседании Всероссийской научно - практической конференции «Проблемы правового регулирования аграрных отношений и развития аграрно - продовольственных рынков в Российской Федерации» (сентябрь 2005г., Москва), так охарактеризовал сущность государственной политики в отношении стимулирования развития сельскохозяйственной кредитной кооперации. «Во - первых, финансовая поддержка со стороны государства может выражаться в предоставлении государством долгосрочных кредитов на формирование стартового капитала. Во - вторых, средства федерального бюджета могут использоваться, как гарантии но обеспечению сбережений населения, привлекаемых кредитов для определенных кредитных кооперативов. В - третьих, государство могло бы взять на себя подготовку кадров, консультирование персонала. В - четвёртых, должна быть создана законодательная база кредитной кооперации и обеспечен контроль за её соблюдением». При этом Г. Е. Быстров напоминает и подчёркивает тот исторический факт, что организация системы кредитной кооперации всегда инициировалась государством и поддерживалась значительными денежными средствами.

Председатель правления ОАО «Россельхозбаик» кандидат экономических наук Ю.В. Трушин подчеркивал на втором Всероссийском конгрессе экономистов-аграрников (февраль 2006 г., г.Москва) не только намерение «разработать принципы организации и функционирования кредитных кооперативов», но и «участие Россельхозбанка в кредитных кооперативах в качестве ассоциированного члена».

Таким образом, обобщая изложенное, механизм государственного регулирования развития кредитной кооперации можно, на наш взгляд, представить как систему (совокупность) научно обоснованных и взаимосвязанных правовых, социально-экономических и организационных воздействий государства, активизирующих ее деятельность и способствующих её прогрессивному развитию. В этой связи автором предлагается функционально-процессуальная модель реализации механизма государственного регулирования сельскохозяйственной кредитной кооперации в регионе, включающая два компонента:

1. Этап санкционирования, в ходе которого выполняются две задачи:

а) Разработка и принятие законодательных актов, формулирующих основные принципы, цели и задачи, направления государственной поддержки возрождения, становления и развития сельской кредитной кооперации.
б) Разработка конкретных мероприятий или целевых программ, практически реализующих стратегические установки законодательных актов.

2. Этап ассигнования, в ходе которого обеспечивается ежегодное финансирование реализации целевых программ в рамках утверждённой расходной части регионального бюджета.

Перечисленные этапы составляют неразрывное целое: закон не имеет практической силы без детальной проработки механизмов его реализации в программах, а программы могут быть реализованы в полном объёме только после принятия соответствующих законодательных актов о региональных бюджетах (субъекта федерации и органов местного самоуправления). Причём указанные программы или мероприятия стимулирования развития сельскохозяйственной кредитной кооперации должны содержать чёткие ориентиры по ресурсам, их источникам, адресности и, особенно, ответственности. Только при таком подходе каждый рубль государственной поддержки будет работать на эффективность, то есть строго целевым образом выделяться в расчёте на реально ожидаемый экономический и социальный эффект с санкциями за нецелевое или нерациональное использование бюджетных средств. Кроме того, следует отметить, что государственная поддержка только тогда будет оправдана экономически и социально, когда будет ориентировать сё получателей на улучшение качества осуществляемой ими финансово - хозяйственной деятельности, и не будет порождать иждивенческих настроений и монопольных устремлений кредитных кооперативов.