В рамках своих уставов кооперативы имеют полную свободу действий. Государственные органы не имеют права непосредственно вмешиваться в экономическую деятельность кооператива, в формирование его руководящих органов и назначение должностных лиц, а также быть представлены как на общем собрании, так и в выборных органах.

Государственное регулирование деятельности кооперативных организаций сводится в основном к контролю, наблюдению за тем, насколько точно она соответствует законодательству и их уставам.

Вместе с тем, в ряде стран можно четко очертить контуры государственной кооперативной политики, суть которой, по мысли одного из творцов аграрной политики ЕС известного голландского экономиста Мансхольта, определяется тем, что к сельскохозяйственному кооперативу не нужно относиться как к оранжерейному растению: ему только нужно помочь утвердиться, а добиваться успехов он должен собственными силами.

И хотя в историческом плане в значительной мере политике поддержки со стороны государства кооперация обязана своим превращением в существенную и неотъемлемую часть продовольственного хозяйства цивилизованного мира, в государственном регулировании кооперативной деятельности в современных условиях наблюдаются различия в зависимости от конкретных условий той или иной страны. Примером крайних различий отношения со стороны государства к кооперации на европейском континенте могут служить Франция и Финляндия.

Во Франции традиционно проводится политика гораздо большей поддержки сельскохозяйственной кооперации государством, чем в любой другой европейской стране. Но в то же время оно, как нигде более, вмешивается в их деятельность во избежание того, чтобы крупными налоговыми и другими льготами не могли воспользоваться псевдо- и лжекооперативы. Нигде, кроме Франции, не требуется административного разрешения для создания и регистрации кооператива. Кроме того, деятельность всех кооперативных организаций находится под постоянным контролем властей (министерства сельского хозяйства или префектур, в зависимости от их масштаба и уровня деятельности).

Напротив, в Финляндии ликвидированы все формы государственного участия и поддержки кооперативов, деятельность которых регламентируется теперь теми же нормами, что и деятельность частных предприятий. Минимальной государственной поддержкой в современных условиях пользуются сельскохозяйственные кооперативы в других скандинавских странах, в Нидерландах, Бельгии, США.
Основными и наиболее существенными компонентами государственного регулирования кооперативной деятельностью являются льготное налогообложение, предоставление субсидий и льготное кредитование.

В зависимости от специфики отдельных стран налоговые льготы отличаются большим разнообразием форм. На европейском континенте практически ни в одном государстве сельскохозяйственные кооперативы не подвергаются двойному налогообложению: после уплаты налога на доход кооператива распределяемая между кооператорами часть прибыли налогом не облагается. При этом практикуется, ставшее классическим для Европы, правило - из полученных в течение года кооперативным предприятием доходов изымаются выплаты членам кооператива в соответствии с операциями, проведенными ими в течение года, включая надбавки к ценам на закупаемую у фермеров продукцию и скидки с цены на поставляемые им средства производства и оказываемые услуги, которые не являются доходом на капитал, будучи лишь промежуточным результатом производственной деятельности фермерского хозяйства.

В некоторых странах при организации кооперативов практикуется освобождение от налога или снижение его уровня на определенный срок. Так, в Италии кооперативы полностью освобождаются от уплаты налогов в течение первых 10 лет.

В Италии не облагаются налогом на добавленную стоимость товары и услуги, реализуемые внутри данного кооператива. Кооперативы платят муниципальный налог в размере 15 % подлежащей налогообложению части прибыли, а также общенациональный налог, составляющий 25% суммы, остающейся после уплаты муниципального налога22. Кроме того, в облагаемую налогом прибыль не входят отчисления в неделимый и резервный фонды, а во многих случаях и ассигнования на расширение производства.

В Германии в фермерских кооперативах, занимающихся производством, переработкой, сбытом сельскохозяйственной продукции и продовольствия, снабжением и производственным обслуживанием фермерских хозяйств, в облагаемые налогом суммы не входят экономические операции кооперативов с их членами.

Как уже отмечалось выше, наибольшие по сравнению с другими странами налоговые льготы имеют фермерские кооперативы во Франции. Законодательство этой страны освобождает сбытовые, снабженческие и обслуживающие кооперативы от налога на общества, за исключением операций с лицами - не членами, доходы от которых облагаются налогом на общества в полном объеме, т.е. в размере 50% полученной прибыли. Практически все сельскохозяйственные кооперативные объединения освобождены также от налога на застроенные и незастроенные земельные участки и выплачивают лишь половину профессионального (бывшего торгово-промышленного) налога. Зерновые кооперативы, объединения по совместному использованию техники и общества по искусственному осеменению скота не подлежат обложению налогом как на их собственную деятельность (например, создание или увеличение капитала), так и на операции с третьими физическими и юридическими лицами (сделка купли-продажи, аренда и т.д.). Кооперативы по совместному использованию техники и искусственном}'- осеменению скота, кроме того, освобождаются от налога на добавленную стоимость.

В Дании кооперативные предприятия облагаются пониженным, по сравнению с частным бизнесом, налогом: при полной ставке в 50% для кооперативов они составляют лишь 20%. Не менее существенными налоговыми льготами пользуются сельскохозяйственные кооперативы в Испании, где при налоговой ставке на общества в 35% они платят лишь 10%. Для кредитных кооперативов этот показатель составляет 26%.

Помимо льготного налогообложения государство оказывает сельскохозяйственным кооперативам и финансовую поддержку. В значительной степени с помощью государственных кредитов и субсидий происходило в конце XIX - начале XX в. становление системы сельскохозяйственных (в первую очередь кредитных) кооперативов в странах Скандинавии. В 30-х годах XX в. государственная поддержка сыграла решающую роль в создании кооперативной кредитной системы в США. В послевоенные годы государственная поддержка лежала в основе развития сельскохозяйственного кооперативного кредита во Франции и Японии. В Италии в 70-е годы XX в. была принята государственная программа субсидирования 85 % расходов, связанных с созданием новых сельскохозяйственных кооперативов.

Предоставление государственных субсидий и кредитов способствовало созданию во Франции разветвленной сети кооперативов по коллективному использованию сельскохозяйственной техники. При покупке сельскохозяйственных машин эти кооперативы получают значительную скидку с цены (до 20%) на новую технику. Кроме того, таким кооперативам предоставляются долгосрочные (до 15 лет) кредиты на льготных условиях для пополнения парка используемых ими технических средств. Под контролем Министерства сельского хозяйства Франции; фермерским кооперативам предоставляются субсидии на инвестиционные цели в размере-до 20% расходов на капиталовложения. Во второй половине 90-х гг. на долю кооперативного сектора приходилось до 35% всей помощи агропродовольственному комплексу по линии Министерства сельского хозяйства.

Довольно значительная прямая и косвенная государственная поддержка различным видам коллективной деятельности, связанной с сельским хозяйством, оказывается в Германии. Так, кооперативы, занимающиеся производством кормов, получают льготные кредиты и субсидии на инвестиционные цели.

В ряде стран сельскохозяйственные кооперативы представляют интересы фермеров в целом перед государственными и общественными организациями, а также выполняют возложенные на них государством определенные функции в осуществлении мер аграрной политики.
В Швеции, Норвегии, Финляндии такие вопросы, как уровень цен на сельскохозяйственные продукты, размеры бюджетных ассигнований на сельское хозяйство, уровень поддержки мелкого производства, субсидирование экспорта и другие решаются в результате переговоров между представителями правительства и сельскохозяйственных кооперативов. Все субсидии и суммы на поддержку сельского хозяйства и мелкого производства осуществляются через кооперативы, которые принимают активное участие также в осуществлении проектов регионального развития и национальных программ модернизации отдельных отраслей продовольственного сектора.

Воздействие, оказываемое на развитие фермерской кооперации единой аграрной политикой ЕС, можно отнести к одному из направлений государственной кооперативной политики в присущей ей специфической форме наднационального регулирования. Организуемые кооперативами на свободной, добровольной, договорной основе сбор, переработка и реализация значительной части продукции приводят к ощутимому сокращению финансового вмешательства государственных органов , которые в случае слабо организованных рынков вынуждены поглощать одномоментно возникающие излишки продукции для поддержания цен, или в случае дефицита, идти на импорт для сдерживания их роста. Поэтому в реализации единой аграрной политики ЕС функционированию кооперативов придается значение как одному из приоритетных направлений организации и совершенствования структуры сельскохозяйственного рынка, что и предопределяет политику поддержки и стимулирования развития фермерского кооперативного движения.

Регламентом ЕС еще до перехода к единой аграрной политике предусматривалось нераспространение на систему фермерских кооперативов антитрестовского законодательства, что открыло перед ними широкие возможности концентрации экономической деятельности и создания крупных регионально-отраслевых и национальных производственных сбытовых структур с крупномасштабным выходом на внешние рынки. В конце 70-х годов Экономической комиссией тогда еще Европейского Сообщества было принято решение о дотационном финансировании совершенствования производственной инфраструктуры кооперативного сектора, согласно которому целевым назначением вводилась система субсидий Европейским фондом ориентации и гарантии сельского хозяйства (ФЕОГА) через национальные бюджеты стран-членов Сообщества.
В конце 90-х годов размер дотаций составлял до 25% от объема капиталовложений в развитие кооперативной инфраструктуры. Для некоторых районов, например средиземноморских, их размер может быть повышен до 35 - 50%. Обязательным условием предоставления субсидий ЕС является не менее чем 5% субсидирование строительства из национальных бюджетов и 50 %-ное финансирование проекта из собственных средств получателей субсидии. Полные субсидии выдаются только на проекты, которые являются частью или элементом какой-либо национальной специализированной отраслевой или региональной программы. Для проектов, не входящих в программу, размер субсидии снижается до 15%. Стимулирующий характер субсидии ЕС заключается в том, что размер ее тем больше, чем больше национальная субсидия.

Заявки на финансирование проектов через ФЕОГА подвергаются изучению в Комиссии ЕС с точки зрения соответствия их целям программ общего рынка, а также реальности, обоснованности и рентабельности.

Субсидирование проектов из национального бюджета может быть в форме специальных субсидий кооперативам, субсидий на региональное развитие (в рамках программ по созданию дополнительных рабочих мест), на переориентацию производства, субсидий по охране окружающей среды и т.д.

За период с 1978 по 1983 г. по линии ФЕО-ГА на финансирование капиталовложений в кооперативную сферу было выделено более 1 млрд. евро при общей стоимости капиталовложений в субсидируемые объекты в 3,5 млрд. евро. В 1986 - 1988 гг. в целом на долю фермерских кооперативов приходилось примерно 44% всего объема выплат, получаемых странами-членами ЕС из Фонда ориентации и гарантии сельского хозяйства. В пределах этой средней цифры национальные показатели отличаются чрезвычайно большими различиями в зависимости от удельного веса той или иной страны в экспорте продовольственных и сельскохозяйственных товаров. Так, в Греции в кооперативный сектор направлялось 79% выплат, получаемых от ФЕОГА, во Франции, Дании, Италии - 49 - 51%, в Германии - 42%, Испании и Нидерландах - в пределах 32 - 35%, Португалии - 28%, Великобритании - 24%, Бельгии и Ирландии - 17% и 14% соответственно.

Получаемые кооперативами средства используются ими на финансирование строительства и модернизацию перерабатывающих предприятий, складов, хранилищ, распределительных сетей, а также для реализации программ национального развития и международного сотрудничества.
Таким образом, национальная кооперативная политика в отдельных странах отличается большим диапазоном различий в зависимости от исторических особенностей развития кооперативного движения, места, занимаемого кооперативным сектором в структуре национальной экономики, конкретно сложившихся условий и тенденций экономического, исторического и социального развития общества. В основе наднационального регулирования деятельности кооперативных организаций по линии ЕС лежит, прежде всего, финансовая поддержка развития кооперативного маркетинга как одного из наиболее рациональных и отвечающих интересам широких кругов фермерства направления совершенствования переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, как составной части реализации единой аграрной политики ЕС.

Источник: Научно-практический журнал "Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики", №3, 2009