Взаимодействие сельскохозяйственной кредитной кооперации и банковской системы

Кредитная система Российской Федерации состоит из двух основных звеньев - банковской системы и парабанковских организаций. Банковская система - это совокупность универсальных кредитных организаций, выполняющих большинство кредитно-финансовых услуг.

Парабанковская система образована специализированными кредитно-финансовыми и почтово-сберегательными институтами, ориентированными на выполнение круга финансовых услуг или обслуживание определенной клиентуры (страховые и инвестиционные компании, лизинговые, факторинговые фирмы, негосударственные пенсионные фонды, клиринговые фонды).

В сфере обслуживания агропромышленного комплекса первое звено представлено в основном сетью филиалов Сбербанка России и Россельхозбанка и недостаточно приспособлено к оказанию кредитных услуг аграрному сектору, особенно предприятиям малых форм собственности и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство. Это связано с тем, что филиалы банков расположены обычно только в районных центрах. Кроме того, они не заинтересованы в выдаче микрокредитов из-за высокой степени риска и низкой доходности таких операций.

Главным звеном парабанковской системы при взаимодействии с агропромышленным комплексом становится система сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации - важнейший источник финансового обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация увеличивает возможности развития малого предпринимательства, тем самым снижает социальную напряженность на селе. Немаловажное значение имеет и то, что привлекаются личные средства граждан в экономику.
Кредитная кооперация в целом и в сельской местности, в частности, находится в стадии развития, число кредитных кооперативов постоянно увеличивается, однако процесс формирования системы кредитной кооперации происходит медленно. На конец 2008 г. всего зарегистрировано менее 1500 кооперативов первого уровня, двухуровневая система кредитной кооперации создана всего в 23 регионах Российской Федерации.

В общем объеме кредитов, полученных сельским хозяйством в 2008 г. (424 млрд руб.), средства кооперативов занимают менее 1% (около 3 млрд руб.). Но по сравнению с 2007 г. (299 млн руб.) это огромный рост. Основная часть займов кредитных кооперативов выделяется на развитие малых форм хозяйствования (2,8 млрд руб. в 2008 г., или 6% общего объема кредитования по данному направлению). Долгосрочные инвестиционные кредиты кооперативами практически не предоставляются, что связано с отсутствием у них долгосрочных источников финансирования.

Для Самарской области кредитная кооперация - явление не новое. В 1923-1930 гг. в Самарской губернии действовало Первое самарское общество взаимного кредита, основной операцией которого было предоставление вексельных и товарных кредитов торговцам, сельским хозяевам, ремесленникам и представителям частной промышленности.

Современная кредитная кооперация в Самарской области начала формироваться еще в 1989 г. В этот период появились финансово-расчетные центры. В рамках этих центров планировалось производить расчеты, объединять временно свободные ресурсы созданных кооперативов и колхозов для оперативного управления ими районным Агро-промом. В 1998 г. в Богатовском районе Самарской области был организован и зарегистрирован кредитный кооператив взаимного фи нансирования «Союз», но в результате финансового кризиса 1998 г. кооператив распался.

Законодательная база кредитной кооперации была несовершенной -действовавший федеральный закон о сельскохозяйственной кооперации предусматривал создание кредитных кооперативов, но никаких конкретных правовых норм относительно их деятельности не содержал. Несмотря на это в январе 2001 г. в Приволжском районе фермеры создали потребительский кредитный ссудо-сберегательный кооператив «Приволжский», в апреле этого же года в Борском районе был основан сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Бор-ский», в Похвистневском районе организуется сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Фермер», В 2002 г. кредитные кооперативы области учредили Самарский союз сельскохозяйственных кредитных кооперативов.

Всего на территории Самарской области зарегистрировано 35 сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, из которых 18 функционируют (табл. 1).

Таблица 1. Наиболее крупные сельскохозяйственные кредитные кооперативы Самарской области.

 

Год создания

 

Район

Активы, тыс. руб.

 

Собственные средства, тыс. руб.

Портфель займов, тыс. руб.

 

СКПК «Борский»

 

2001

 

Борский

 

10602

 

5135

8977

 

СКПК «Безенчукский»

 

2005

 

Безенчукский

 

10228

 

3613

10228,0

 

СПКК «Хворостянский»

 

2003

 

Хворостянский

 

8250

 

2559

8250,0

 

СПКК «Союз»

 

2002

 

Приволжский

 

6847

 

1785

6905,0

 

СКПК«Домашкинский»

 

2003

 

Кинельский

 

4748

 

2248

4748,0

 

Названные сельскохозяйственные потребительские кооперативы в районах составляют первый уровень системы сельскохозяйственной кредитной кооперации области. Но кредитный кооператив первичного звена не может действовать изолированно. В банковской сфере эта проблема решается за счет операций на денежном рынке. Функции звена, связующего первичные кооперативы, берет на себя система кредитной кооперации. Кредитные кооперативы первого уровня - держатели паев в кредитном кооперативе второго уровня. Существенный признак данной системы - то, что в отличие от акционерных банков, где имущественный контроль организован по принципу «сверху - вниз», здесь он осуществляется в обратном порядке.

Второй уровень системы включает областной кредитный сельскохозяйственный потребительский кооператив «Самарский» и Самарский союз сельскохозяйственных кредитных кооперативов. Членство в них для кредитных кооперативов не обязательно.

Самарский союз сельскохозяйственных кредитных кооперативов регулярно проводит конференции, обучающие семинары, семинары-совещания с представителями органов местного самоуправления, главами сельских поселений, представителями правительства области, депутатами губернской Думы и представителями высших учебных заведений. Результатом работы стало увеличение в законе Самарской области «Об областном бюджете» расходов по строке «Развитие сельской кредитной кооперации», принятие областного закона «Об утверждении комплексной программы развития агропромышленного комплекса Самарской области на 2004-2006 гг. и стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области до 2015 г.».

Функции Самарского союза сельскохозяйственных кредитных кооперативов во многом схожи с функциями ОКСПК «Самарский»: содействие исполнительным органам в разработке целевых программ, поддерживающих многоуровневую систему кредитных кооперативов; привлечение инвестиций для формирования фондов финансовой взаимопомощи сельских кредитных кооперативов; представление и защита прав и интересов кооперативов перед налоговыми, судебными и другими органами; проведение учебных семинаров, программное обеспечение деятельности сельских кредитных кооперативов (табл. 2).

Таблица 2. Основные члены организаций кредитной кооперации второго уровня Самарской области

Члены ОКСПК «Самарский»

Члены Самарского ССКК

СПКК «Хворостянский»

 

СПКК «Хворостянский»

 

СКПК «Бобровский»

 

СКПК «Бобровский»

 

СКПК «Домашкинский»

 

СКПК «Домашкинский»

 

СПКК«Союз»

 

СПКК «Союз»

 

СПКК «Приволжский»

 

СПКК «Приволжский»

 

СКПК «Борский»

 

СКПК «Борский»

 

 

СКПК «Нефтяной»

 

 

КПКГ «Борский Лидер»

 

 

СПКК «Фермер»

 

 

Товарищество на вере «Сысоев и компания» Фермерское хозяйство «Злен»

 

Основополагающий принцип организации многоуровневой системы кредитной кооперации - субсидиар-ность, согласно которому каждое последующее звено кооперативной структуры воздерживается от выполнения функций предыдущего звена, в то же время поддерживая и дополняя его в реализации задач, стоящих перед системой в целом. Центральная кооперативная организация ОКСПК «Самарский» - уполномоченный орган для всех кооперативов в отношениях с правительством, банками, министерствами и ведомствами, другими регионами.

С помощью разграничения полномочий уровней достигается функциональное разделение труда в системе кредитной кооперации, складываются эффективные механизмы управления ликвидностью, расчетов, рефинансирования, совместного (синдицированного) финансирования. Важно при этом, что разделение полномочий между уровнями кооперации, с одной стороны, снижает рискованность в деятельности кооперативов первичного уровня, повышает их надежность и устойчивость, с другой - повышает конкурентоспособность, поскольку часть затрат (маркетинговые, информационные, аналитические услуги) берут на себя кооперативы второго уровня. Такая система сельской кредитной кооперации эффективно функционирует в регионе.

Практически все сельские кредитные кооперативы далеки от того, чтобы удовлетворить потребности крупных и средних крестьянских (фермерских) хозяйств в оборотных средствах для развития производства. В настоящее время они в состоянии обеспечить потребности в оборотных средствах только мелких крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.

Проблему можно решить только в сотрудничестве с банковской системой, обладающей достаточными для этого финансовыми ресурсами и инструментами. Наиболее важный шаг в этом направлении - реализация программы участия ОАО «Рос-сельхозбанк» по созданию сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, принятой еще в 2006 г. Взаимодействие между ОАО «Россельхозбанк» и сельскохозяйственной кредитной кооперацией осуществляется в следующих формах:

  • прямое кредитование кредитных кооперативов для последующего доведения ими средств в виде займов до своих членов. При этом в качестве обеспечения своевременного и полного погашения кредита принимается залог: ликвидное имущество сельскохозяйственного потребительского кооператива; объекты залоговых фондов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; гарантии субъектов Российской Федерации; ипотека земельных участков. При отсутствии залога выходом могла бы быть уступка прав требования по ссудным договорам, однако на практике данный вид залога не применяется;
  • рефинансирование банком заемного портфеля кооперативов в целях удешевления привлекаемых ими ресурсов и удлинения срока действия привлекаемых средств (не более 360 дней);
  • содействие банком повышению степени капитализации кредитных кооперативов;
  • использование кооперативов в качестве поручителей и агентов банка при реализации региональных и муниципальных программ создания и развития сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.

В 2008 г. ОАО «Россельхозбанк» выдал сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам Самарской области 15 кредитов на 55 млн руб.

Сельскохозяйственная кредитная кооперация - не конкурент банковской системе. Во-первых, кооперация ориентирована на пайщиков с более низким уровнем дохода; во-вторых, кооперативы предъявляют значительно более низкие требования к залоговому обеспечению займов за счет реализации принципа коллективной ответственности пайщиков; в-третьих, система потребительской кооперации решает проблему доступности финансовых услуг населению (в том числе сельскому) в каждом населенном пункте, так как кооператив находится в непосредственной близости от места жительства и экономической деятельности своих членов и выдает займы с использованием более простых и понятных процедур по сравнению с банком. Члены кредитного кооператива объединены общими кооперативными интересами и совместной собственностью, они не клиенты кооператива, а его равноправные члены. Это объединение людей, а не капиталов, как в банке или другой коммерческой организации. Число членов ограничено: это люди, знающие друг друга. В отличие от прочих финансовых организаций деятельность кредитного кооператива контролируют прежде всего его члены. Механизм кооперативной демократии позволяет членам кооператива, каждый из которых имеет один голос, следить за использованием внесенных ими средств благодаря выборности и подотчетности органов управления.

В Самарской области проходит уникальный эксперимент совместной деятельности Россельхозбанка и кооператива - открыты три объединенных представительства дополнительного офиса банка и сельскохозяйственного кредитно-потребительского кооператива «Борский». Если заявка подается на небольшую сумму кредита, ее выдает кооператив, если больше определенного порога (200 тыс. руб.), кредит оформляется в банке, кооператив при такой схеме выступает агентом банка. Таким образом, услуги банка и сельскохозяйственного кредитно-потре-бительского кооператива приближаются к населению. Постепенно на местах будут внедряться все виды банковских услуг: кредитование, сбережение денежных средств граждан, прием различных платежей.

Чтобы схема взаимодействия банковской системы и системы сельской кредитной потребительской кооперации заработала на полную мощность, необходима государственная поддержка. Основной механизм в этом направлении - предоставление субсидий
за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным, в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Субсидии субъектам Российской Федерации предоставляются в размере не менее 95% ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат.

Кредитование банками сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов - важнейшая составляющая Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на
2008-2012 годы. Кооперативам предоставляются краткосрочные кредиты на срок до двух лет (на приобретение материальных ресурсов для проведения сезонных сельскохозяйственных работ, молодняка сельскохозяйственных животных, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования и др. - до 15 млн руб.) и инвестиционные кредиты сроком до восьми лет (на приобретение техники и оборудования - до 40 млн руб.).
В перспективе распределение субсидированных кредитов между личными подсобными хозяйствами и фермерами через систему сельской кредитной потребительской кооперации может стать более эффективным для государства и доступным для сельскохозяйственных товаропроизводителей, чем через банковскую систему. К тому же кредитная кооперация становится источником накопления первоначального капитала для развития сельскохозяйственного производства и сельской инфраструктуры.

Источник: АПК: экономика и управление, №1, 2010