История возникновения сельских кредитных кооперативов

В Китае сельские кредитные кооперативы (СКК) существовали еще до 1949 г. Их активно организовывала КПК на освобожденных территориях. Так, еще в 1930-х годах они действовали в старых революционных базах приграничного района Шаньси-Ганьсу-Нин-ся. После образования КНР СКК стати создаваться по всей стране в соответствии с решениями Всекитайской конференции по сельским финансам (1951). В то время перед СКК стояли две основные задачи: способствовать «социалистическому преобразованию» мелкокрестьянской экономики и предоставлять производственные кредиты малоимущим крестьянским хозяйствам для нивелирования имущественной дифференциации. После Всекитайской конференции начался бурный рост числа СКК: если в конце 1952 г. их насчитывалось всего 2271, то через три года - уже более 159 тыс. Деятельность СКК регулировала специальная инструкция КПК. Согласно ее положениям, большую часть привлеченных сбережений крестьян СКК должны были депонировать во вклады в государственных банках.

В период кооперирования середины 1950-х годов число СКК сократилось до 103 тыс. Большая часть из них была слишком мелка, а качество управления низким. На начало 1958 г. на счетах СКК было аккумулировано 2 млрд юаней крестьянских сбережений. Притом, что в тот год национальный доход, созданный в сельском хозяйстве, составлял 44 млрд юаней. Это была значительная сумма.

В годы «большого скачка» и повсеместного создания «народных коммун» (1958-1960) СКК утратили независимый статус. Частные сбережения крестьян были обобществлены и растрачены. СКК были преобразованы в кредитные подразделения «народных коммун». В тот период крупным «народным коммунам» разрешалось открывать кредитные бюро в производственных бригадах. Данные подразделения не выполняли функций прежних СКК, их деятельность сводилась к перераспределению средств в рамках «народной коммуны». Все банковские функции СКК были переданы отделениям Народного Банка Китая (НБК) на местах.

В период «урегулирования» (1962-1965) СКК вновь стали независимыми от «народных коммун». Их развитию способствовал НБК.

Активизация деятельности СКК, восстановление сельского хозяйства после кризиса, вызванного «большим скачком», привели к значительному приросту средств, размещенных на депозитах кредитных кооперативов. В 1962 г. привлеченные вклады составляли 1 млрд юаней, а в 1965 г. - уже 4,8 млрд. Сравнивая эту сумму с национальным доходом, созданным в сельском хозяйстве (в 1965 г. он составил 64,1 млрд юаней), можно сказать, что деятельность СКК вышла на докризисный уровень.

Годы «культурной революции» (1966-1976) были крайне сложными дли СКК. В самый разгар ее (1966-1969) СКК фактически не функционировали. Некоторое восстановление их деятельности началось в 1970-х годах в рамках кампании по развитию мелкой промышленности. В те годы НБК рассматривал СКК как свои низовые подразделения и соответственно они фактически не были коллективными финансовыми институтами. По действовавшим в то время правилам денежная часть годового дохода членов коммун зачислялась на счета в СКК, крестьяне не могли распоряжаться этими средствами по собственному усмотрению. Для снятия сбережений со счета требовалось специальное разрешение партийного комитета «народной коммуны». Поскольку в стране не работала статистическая служба, то о деятельности СКК в этот период имеются лишь фрагментарные сведения.

Статус СКК как коллективных финансовых институтов стал восстанавливаться только в 1977 г. в ходе кампании по борьбе с «чрезмерным бременем» крестьянства. Но возрождение СКК как коллективных финансовых организаций по всей стране началось после состоявшейся в октябре 1980 г. Всекитайской конференции, посвященной работе СКК. Её решения предопределили основные направления реформирования деятельности СКК. В документах конференции была отмечена необходимость оживления деятельности и расширения функций СКК. За ними было признано право на самостоятельное управление. В ходе повсеместного распространения системы производственной ответственности (подряда) в деревне в 1979-1984 гг. её элементы были распространены и на деятельность СКК (Система производственной ответственности предполагает установление прямой связи между вознаграждением труда работника и его результатами. Так, вознаграждение работников СКК зависело от того, насколько им удалось увеличить прирост депозитов. Данный показатель определял и все основные параметры деятельности СКК - процентные ставки, разрешенный объем кредитования и др.).

В 1984 г. была проведена реформа системы единого государственного банка, в ходе которой НБК был наделен функциями центрального банка, был восстановлен Сельскохозяйственный банк Китая, ставший государственным коммерческим банком. В ходе его реформы, как отмечалось в официальных документах того времени, СКК были отделены от Сельскохозяйственного банка Китая, получили право на проведение независимых операций, право самостоятельно устанавливать процентные ставки по привлекаемым депозитам и предоставляемым кредитам, стали ответственны за собственные прибыли и убытки.

В 1990-х годах СКК считались коллективными финансовыми организациями, функционировавшими в качестве независимого юридического липа. Было провозглашено, что собственниками СКК выступают его члены, а СКК действует как паевое предприятие. Вступление в СКК как следует из пропагандистских материалов, якобы осуществляется через покупку на добровольной основе пая. Члены СКК будто имеют право свободного выхода из СКК, а имущество СКК принадлежит коллективу, который распоряжается им от имени пайщиков. Сообщения с мест показывают, что практика образования и функционирования СКК принципиально отлична от описываемой официально. За годы экономической реформы СКК не только не стали самостоятельными финансовыми институтами, наоборот, в ряде случаев их зависимость от Сельскохозяйственного банка Китая, НБК и местных органов власти даже усилилась.

СКК в период реформы

За годы экономической реформы СКК прошли через несколько чередований бурного развития и кризисов. Можно выделить несколько этапов.

1-й этап, 1981-1984 гг. Становление СКК на принципах возрождения коллективных хозяйств и ликвидации системы «народных коммун» в китайской деревне. В ряде мест возрождение коллективного характера СКК способствовало восстановлению крестьянских хозяйств, стимулировало бурное жилищное строительство в деревне, в других районах этого не происходило.

2-й этап, 1984-1987 гг. Период бурного роста СКК вслед за развитием сельскохозяйственного производства и предприятий волостей и поселков. Регулирование деятельности СКК со стороны надзорных органов на новых принципах только складывалось, к тому же сами надзорные органы переживали период трансформации. В эти годы благодаря кредитам СКК произошло становление важного сегмента современной китайской экономики - предприятий волостей и посёлков. В то время они рассматривались китайским руководством как специфически китайский путь индустриализации, урбанизации, увеличения рабочих мест в деревне («крестьяне покидают землю, но не деревню»). Если в 1980 г. на предприятиях волостей и поселков работали 30 млн человек, то в 1987 г. - уже 88,05 млн.

3-й этап, 1987-1992 гг. Годы серьезнейшего кризиса китайской экономики, в которые пострадали и СКК. Развитие инфляции, увеличение бюджетных дефицитов в 1987-1988 гг. привели к снижению темпов роста экономики в 1989-1990 гг. и последующему ужесточению экономической политики. Процесс экономической реформы был приостановлен. XIV съезд КПК в конце периода принял решение о развитии «социалистической рыночной экономики», что послужило сигналом о возобновлении процесса экономических преобразований.

4-й этап, 1993-1998 гг. С 1994 г. в стране стали реализовываться мероприятия экономической реформы, в том числе в банковской, налоговой сферах, ценообразовании, межбюджетных отношениях. Экономическая реформа вступила в фазу качественных преобразований. Но одновременно стали нарастать сложнейшие социально-экономические проблемы. Этот этап завершился признанием высшими китайскими лидерами на Всекитайской конференции, посвященной финансовым вопросам (окт. 1998 г.), того факта, что финансовая система страны находится в кризисном состоянии.

5-й этап начался в 1999 г. Он характеризуется активным поиском путей вывода финансовой системы страны из кризисного состояния, в том числе и СКК решения проблемы «плохих» долгов финансовых институтов. Хотя специальным решением Госсовет КНР (янв. 1999 г.) признал необходимость реформирования СКК в начале данного этапа денежные власти страны решали проблемы, связанные с оздоровлением крупнейших финансовых институтов и финансового рынка в городе. Фактически на протяжении 1999 г. определялась реальная ситуация с сельскими финансами, масштабы задолженности местных правительств перед СКК объемы «плохих» долгов и неработающих активов. В 2001 г. осложнение продовольственной проблемы, массовые протесты крестьян заставили китайское руководство обратить более пристальное внимание на деятельность СКК .

Сельские кредитные кооперативы в течение долгого времени были под влиянием нескольких уровней государственного регулирования и испытывали такие проблемы, как неясная структура собственности, слабое корпоративное управление, неадекватные размеры бизнеса и внутреннего контроля, тяжёлое историческое бремя, нестандартизированная бухгалтерская практика, слабое качество активов и слабая финансовая производительность. К концу 2001 г. качество кредитного портфеля было на уровне 66%; 46% кредитных кооперативов были убыточными; у 58% кредитных кооперативов уровень активов был меньше, чем размер обязательств; 53% обладали отрицательным значением чистого капитала (стоимость всех активов за вычетом обязательств); 27% столкнулись перед лицом серьёзных финансовых трудностей.

Кредитные кооперативы прошли через 7 этапов неэффективной реструктуризации. Сельские кредитные кооперативы находились под полным административным контролем Сельскохозяйственного банка Китая с конца 1970 г. до середины 1990 г. и под Народным банком Китая с середины 1990 г. до начала 2000 г. После передачи контрольных функций от Народного банка Китая Комиссии по контролю за банками в апреле 2003 г., стало ясно, что ни Народный банк Китая, ни Комиссия по контролю за банками не могли должным образом выполнять свои администрирующие функции.

Начиная с 2001 г. Правительство Китая реформирует кредитные кооперативы в сельскохозяйственные банки. Такое реформирование непосредственно затрагивает интересы крестьян, оказывает влияние на сельское хозяйство и развитие экономики деревни. По распоряжению Госсовета с 2003 г. соответствующий эксперимент проводится в провинциях Шаньдун, Цзилин, Чжэцзян, Гуйчжоу, Цзянси, Шэньси, Цзянсу и в г. Чунцин. В целях поддержки развития сельских кредитных кооперативов Народный банк Китая провел несколько специальных выпусков векселей и принял соответствующие постановления.

В июне 2003 г. Госсовет выпустил политическую директиву, положившую начало к реформе, направленной на фундаментальную реструктуризацию сельских кредитных кооперативов. Программа реформ ставила перед собой 2 цели: очистить структуру собственности и усилить корпоративное регулирование; передать функции контроля за деятельностью кооперативов местным администрациям.

В конечном итоге, реформа привела к следующим изменениям:

  1. Трансформация сельских кредитных кооперативов в коммерческие банки, сельскохозяйственные кооперативные банки, а структуры, консолидированные на уровне округа, были раздроблены на несколько кооперативов, обслужвающих определённый посёлок с ясной структурой собственности.

  2. Кредитные кооперативы с серьёзными финансовыми проблемами были ликвидированы.

  3. С целью передачи функций по контролю за деятельностью кредитных кооперативов местным администрациям и решения бухгалтерских задач, в частности в сфере займов, по которым не выплачиваются проценты, были созданы областные Союзы кредитных кооперативов, которые должны были предоставить комплекс мер по финансовой поддержке, в частности частичную компенсацию убытков от выдачи государственных субсидируемых кредитов, сокращение выплаты корпоративного налога на 50-100%, предоставление специальных рефинансируемых займов Народным банком Китая и предоставление среднесрочных обязательств Народным банком Китая, погашаемых после соответствования определённым финансовым и эксплуатационным критериям. Процентные ставки по займам, теперь при 200% базового ссудного процента, предписанного Народным банком, более гибки.

Тем не менее, существует ряд проблем в процессе реформы, в частности:

  • Структура управления кредитными кооперативами была навязана «сверху», без учёта мнений пайщиков.

  • Недостаток управления пайщиками в процессе осуществления реформ и сокращения участия пайщиков в реструктуризации кредитных кооперативов.

  • Непонятные цели и конфликт интересов в областных Союзах кооперативов.

  • Недостаток прогресса в либерализации процентных ставок.

  • Слабое корпоративное управление и развитие кадрового потенциала.

  • Продолжающийся отток капитала из сельских районов.

  • Неполное государственное регулирование.

Современное состояние СКК

На данный момент на долю четырёх крупнейших коммерческих банков Китая приходится более 50% финансового рынка страны. На китайском финансовом рынке существует множество административных барьеров для негосударственных банков. Государство жёстко регулирует проценты по вкладам, кредитам и допустимые их колебания. А если вкладчик получает везде одинаковый процент, то он выбирает более безопасный, как правило, государственный банк. В связи с монополистическим положением банковского сектора, по различным оценкам, около 75% сельских жителей Китая не имеют доступа к финансовым услугам. Кредитные кооперативы в данном случае были признаны государством как ключевые организации в кредитовании малых предпринимателей и сельских жителей.

СКК в основном расположены в сельских поселках, в крупных деревнях СКК открывают свои кредитные бюро, в которых занят персонал, работающий на пол ставки. Надзор за деятельностью СКК до недавнего времени осуществлял Сельскохозяйственный банк Китая, который, в свою очередь, следовал соответствующим инструкциям НБК. На уровне уезда СКК объединены в уездные федерации (Союзы кредитных кооперативов). Их число, равно как и число СКК подвержено значительным колебаниям: например, в 1998 г. их насчитывалось 2380, а в 2000 г. - 2450. Местным федерациям СКК Сельскохозяйственный банк Китая оказывает консультационные и финансовые услуги.

Развитие кредитных кооперативов было важнейшей составной частью реформ в Китае. В процессе реформ эффективность деятельности кредитных кооперативов постепенно улучшалось и к сентябрю 2007 г. доля рынка по займам в кооперативах составляла 12,3%.

Жёсткая система контроля, созданная в процессе реформирования системы кредитной кооперации существенно улучшила деятельность кредитных кооперативов. В конце 2001 г. общая сумма сбережений составляла 1,7 трлн юаней, это около 12% общего рынка сбережений. Доля на заёмном рынке составляла 11%. Общая сумма портфеля по займам составляла 1,2 трлн юаней.

По состоянию на сентябрь 2007 г. риск портфеля по займам составлял 9,2%. Несмотря на острую нехватку капитала в период проведения реформ, кредитным кооперативам удалось добиться огромных результатов. Если в 2002 г. коэффициент достаточности основного капитала составлял -8.5%, то на конец 2007 г. он достиг почти 11%.

На конец 2007 г. портфель по сбережениям составил 4,4 трлн юаней (593 млрд долл.), кредитный портфель 3,2 трлн юаней. Доля рынка по займам составила 12,3%. Займы на сельскохозяйственные нужды составили 1,5 трлн юаней. 77,4 млн домохозяйств в сельскохозяйственной местности получили займов на сумму 1,2 трлн юаней.

Таблица 1

Активы кредитных кооперативов различных ОПФ за 2007-2010 гг. (млрд юаней)

 

2007

2008

2009

2010

Сельскохозяйственные кооперативные банки

646

1003

1279

1500

Городские кредитные кооперативы

131

80

27

2

Сельскохозяйственные кредитные кооперативы

4343

5211

5494

6391

 

Анализировать современные СКК чрезвычайно сложно. В статистические справочники Государственного статистического управления КНР (ГСУ КНР) сведения о деятельности СКК не включаются. Данные же, приводимые в печати и выступлениях различных авторов, носят разрозненный характер.

Вероятно, это объясняется размытостью, неопределенностью отношений собственности, характерными почти для всех предприятий, расположенных в сельской местности. В Положении Госсовета КНР о реформе СКК (1999) указано, что в ходе её проведения предстоит четко определить права собственности СКК. В наименьшей степени в доступных источниках отражен вопрос собственного капитала СКК.

На протяжении 1990-х годов количество СКК постепенно сокращалось, хотя в отдельные годы, наоборот, их число росло. Значительные изменения количества СКК в конце 1990-х годов могут объясняться действием разнонаправленных факторов. Так, упорядочение организационных структур государственных коммерческих банков сопровождалось закрытием части их низовых подразделений в сельской местности, что привело к увеличению числа СКК, а кампания по ликвидации разнообразных финансовых фондов в деревне - к закрытию отдельных СКК.

По состоянию на конец 2010 г. в Китае официально функционировало 223 сельскохозяйственных кооперативных банка, в которых работало 81076 чел; 2683 Союзов кредитных кооперативов, в которых работало почти 560 тыс. чел,

Таблица 2

Общие долговые обязательства кредитных кооперативов за 2007-2010 г. (млрд юаней)

 

2007

2008

2009

2010

Сельскохозяйственные кооперативные банки

605

938

1194

1389

Городские кредитные кооперативы

125

76

26

2

Сельскохозяйственные кредитные кооперативы

4157

4989

5260

6112

 

В китайской периодической печати достаточно регулярно публикуются сообщения о банкротствах СКК, их ликвидации то в одном, то в другом районе страны. В ряде случаев НБК компенсирует вкладчикам таких институтов их взносы, как было, например, в октябре 1998 г. в Бэй-хае, в других - банкротство СКК сопровождается многодневными массовыми выступлениями протеста, но пострадавшие крестьяне не получают никакой компенсации.

Таблица 3

Общая сумма паевого фонда кредитных кооперативов различных ОПФ (млрд юаней)

 

2007

2008

2009

2010

Сельскохозяйственные кооперативные банки

41

65

82

112

Городские кредитные кооперативы

6

5

2

0,2

Сельскохозяйственные кредитные кооперативы

187

222

234

279

 

Формально до 1999 г. СКК выполняли четыре основные функции:

  • привлечение временно свободных средств крестьян, размещение их на депозиты, предоставление средств для развития деревни;

  • ведение расчетов и контроль за использованием наличных средств в сельской местности;

  • подготовка бухгалтеров и контроль за соблюдением кассовой дисциплины на коллективных предприятиях в деревне;

  • финансовая поддержка деревни и борьба с неформальным кредитованием (ростовщичеством).

Таблица 4

Прибыль после налогообложения кредитных кооперативов различных ОПФ за 2007-2010 гг. (млрд юаней)

 

2007

2008

2009

2010

Сельскохозяйственные кооперативные банки

5,5

10,4

13,5

17,9

Городские кредитные кооперативы

0,7

0,6

0,2

0,01

Сельскохозяйственные кредитные кооперативы

19,3

21,9

22,8

23,3

 

Органы управления СКК согласно установленному порядку, должны избираться на ежегодных собраниях пайщиков, которые утверждают годовой отчет совета директоров. Собранию надлежит также избирать ревизионную комиссию, призванную осуществлять текущий надзор за деятельностью органов управления СКК. Установлено также, что пайщики СКК имеют право на получение дивидендов по итогам работы кооператива за год в соответствии с внесенным паем и нормами регламентирующих документов НБК.

Деятельность СКК

Структура пассивов СКК достаточно однородна, как отмечается в большинстве китайских источников. Помимо собственных средств основным источником ресурсов для СКК до середины 1990-х годов являлись депозиты. Среди последних преобладали сбережения крестьянских дворов, две трети из которых были помещены на срочные вклады. Другим важным источником ресурсов СКК были депозиты предприятий волостей и поселков. Если в 1980-х годах по этой статье доля вкладов сельскохозяйственных предприятий была основной, то в 1990-е годы стала быстро расти доля промышленных и торговых предприятий волостей и поселков, а также местных правительств. На начало 1994 г. объем средств, привлеченных на депозиты СКК достигал 430 млрд юаней, из них 86% составляли депозиты крестьянских семей.

В ходе кампании по «очистке» балансов СКК в 1999 г. выяснилось, что среди источников их ресурсов были также средства местных бюджетов, государственных организаций и предприятий, кредиты и депозиты государственных коммерческих банков. В структуре пассивов ССК за 2001 г., согласно годовому отчету НБК, самыми быстрыми темпами росли сберегательные депозиты, на конец года их объем достиг 1382,1 млрд юаней, то есть прирост за год - 137,2 млрд юаней.

Более точно определить состав ресурсов СКК по имеющимся материалам не представляется возможным. Косвенным свидетельством того, что в структуре активов и пассивов СКК могли быть иные статьи, служат новые инструкции НБК (конца 2001 г. - начала 2002 г.), предписывающие, что именно запрещается делать СКК

Структура активов СКК более разнообразна В составе активов преобладает статья «выданные кредиты». В 1993 г. на них приходилось 70%, в том числе кредиты предприятиям волостей и поселков составляли 44%. За 1987-1993 гг. расширение кредитов предприятиям в сельской местности происходило за счет сокращения кредитования населения. Вторая по значению статья активов СКК - депозиты в Сельскохозяйственном банке Китая. За указанное пятилетие их доля снизилась с 43 до 33%. Сокращение доли данной статьи сопровождалось увеличением ее абсолютных размеров.

По данным НБК, на конец 2001 г. на долю СКК приходилось 12% средств, привлеченных во вклады всеми финансовыми институтами страны, также СКК предоставили 11% выданных ими кредитов. На нужды сельского хозяйства СКК выделили 441,7 млрд юаней, что составило 36,9% от общей суммы выданных кредитными кооперативами кредитов, и 77% от общей суммы кредитов, предоставленных всеми кредитными организациями страны на нужды сельского хозяйства. В течение 2001 г. в структуре активов СКК несколько (в целом на 3%) возросла доля кредитов, предоставляемых на нужды развития сельского хозяйства. Однако это значительно меньше, чем средние темпы наращивания кредитования других секторов экономики, измеряемые двузначными показателями.

В течение 2001 г., как отметил НБК, СКК удалось несколько снизить долю неработающих кредитов (на 4,93%) и величину чистых убытков (на 9%). В целом, официально деятельность СКК была признана прибыльной, за год СКК получили 3,8 млрд юаней чистой прибыли, а в 2007 г. уже 23 млрд. Официально объем задолженности, плохих долгов, относимых китайскими властями к «историческому бремени» перехода от плановой экономики к рыночной, зафиксирован на уровне 1999 г. При определении результатов текущей хозяйственной деятельности накопленные неработающие активы не учитываются.

Фактическую сферу деятельности СКК определить достаточно сложно. После преобразования в начале 1980-х годов системы административных органов власти в сельской местности, предоставления низовым органам широких полномочий в развитии подведомственных территорий, СКК стали важным источником финансирования местной индустриализации, строительства объектов инфраструктуры. Переход в середине 1990-х годов от финансовых подрядов в межбюджетных отношениях к системе разделения налоговых доходов, предоставление органам власти права устанавливать местные налоги и сборы привели к тому, что за счет СКК местные правительства стали финансировать свои налоговые обязательства, осуществлять финансирование текущих бюджетных обязательств. Помимо этого ресурсы СКК широко использовались доя организации и проведения местных выборов. Результатом стал значительный рост долгов местных правительств во второй половине 1990-х годов, а соответственно росла и доля неработающих активов в балансах СКК

Реальный объем задолженности местных правительств в КНР не известен. Обследования, проведенные в 1999-2000 гг. работниками Академии общественных наук Китая в 14 провинциях, показали, что до 90% правительств волостей и поселков обременены долгами. Особенно большие долги накоплены местными правительствами в районах, где сельское хозяйство остается основным видом производственной деятельности. Среди обнародованных в печати данных имеется лишь ссылка на «наиболее консервативную оценку»: на конец 1999 г. общая задолженность местных правительств превышала 220 млрд юаней, из которых около трети приходилось на долги перед СКК Более того, китайские экономисты отмечают, что в 2000-2001 гг. наблюдался рост долгов местных правительств.

Большая зависимость СКК от местных правительств, ориентация их кредитной политики на приоритетное удовлетворение их потребностей привели к тому, что для крестьян доступ к кредитам СКК оказался практически закрытым. Обследование, проведенное Институтом развития сельского хозяйства Академии общественных наук Китая в 1998 г., показало, что дня более 60-80% крестьянских хозяйств недоступны кредиты финансовых институтов. В 1990-е годы в деревнях стали возникать кооперативные финансовые фонды, частные денежные дома, большое распространение получило ростовщичество. В отличие от СКК «кооперативные» финансовые фонды подчинялись министерству сельского хозяйства и на них не распространялись регламентирующие положения НБК В 1999 г. ЦК КПК и Госсовет КНР приняли решение о ликвидации «кооперативных» финансовых фондов, соответствующая инструкция была совместно разработана НБК и министерством финансов.

Согласно положениям последней, в течение 1999 г. по всей стране должна быть проведена работа по выверке балансов данных фондов. По ее итогам фонды, чей собственный капитал оказывался больше обязательств, подлежали слиянию с местным СКК после соответствующего разрешения курирующего отделения НБК. Фонды с отрицательным собственным капиталом ликвидировались. Местным СКК было разрешено выкупать мелкие (до 5 тыс. юаней) долги крестьянских хозяйств с обязательным переоформлением кредитного договора на срок не более двух лет. Взносы - паи, внесенные крестьянами в «кооперативные» финансовые фонды, в течение 3 лет должны вернуть местные правительства. (Для сравнения: по итогам 2001 г. среднедушевой годовой доход китайского крестьянина, по данным ГСУ КНР, составил 2460 юаней. Данная сумма включает денежную оценку натуральной части дохода).

Последнее представляется маловероятным. Местные правительства уже несколько лет не могут финансировать в полном объеме такие обязательные расходы, как затраты на нужды здравоохранения и образования. На местах широкое распространение получила практика задержек заработной платы работникам правительств, в среднем по стране они составляют от трех месяцев до года. Вряд ли в таких условиях местные правительства смогут погасить долги частных «кооперативных» фондов.

Меры по реформе деятельности СКК

После выяснения в течение 1999 г. реального положения дел в сельских финансах, с 2000 г. началась радикальная реформа их деятельности. Основные положения реформы определены в решениях ЦК КПК «О налаживании работы в сельском хозяйстве и деревне» (документ № 1, 2000), Положении Госсовета КНР (документ № 3, 2000), Инструкции НБК «Руководящие положения о налаживании кредитной работы в деревне». В документах подчеркивается необходимость следования курсу «сельское хозяйство - основа». Документы переориентируют деятельность СКК на приоритетное кредитование сельского хозяйства и крестьянских хозяйств, предусматривают изменение системы управления СКК и методов надзора за их деятельностью.

Реформа системы управления деятельностью СКК означает, в частности, передачу соответствующих полномочий от местных подразделений Сельскохозяйственного банка Китая объединениям кредитных кооперативов. В 2000 г. было санкционировано создание 56 районных и городских объединений кооперативов. В Пекине, Чунцине, Нинся, Тяньцзине были созданы объединения кооперативов провинциального уровня. В провинции Цзянсу был осуществлен эксперимент по реформе системы управления СКК. Премьер Госсовета КНР Чжу Жунц-зи в апреле 2000 г. посетил Цзянсу и в соответствии с духом его выступлений в ходе поездки по провинции НБК стал проводить реформу системы управления СКК. Цели преобразования - улучшить систему управления, укрепить менеджмент СКК, повысить качество предоставляемых услуг, ликвидировать «историческое бремя» долгов.

В результате реформы управленческая иерархия СКК должна стать многоуровневой. На уровне провинции и других административных субъектов центрального подчинения текущей деятельностью сельских кредитных кооперативов управляет провинциальный союз СКК на уровне уездов - местные федерации кредитных кооперативов; на уровне волостей и поселков функционирует собственно СКК на уровне естественных деревень - представительства (бюро) СКК. Провинциальные союзы СКК создаются за счет паев уездных и городских кредитных кооперативов, местные федерации - паев СКК. СКК лишены статуса самостоятельного юридического лица, им обладают местные федерации, они же осуществляют расчетное обслуживание СКК. Провинциальный союз СКК главным образом должен заниматься отраслевым управлением волостных и поселковых СКК. По идее, это должно привести к окончательному отделению системы сельской кредитной кооперации от Сельскохозяйственного банка Китая.

Другие важные направления реформирования деятельности СКК отражают последние инструкции НБК определяющие основные рамки операционной деятельности СКК.

Регулирование деятельности СКК Народным Банком Китая

Во второй половине 2001 г. - начале 2002 г. НБК выпустил серию нормативных документов, затрагивающих деятельность СКК. Новые документы НБК определяют как отдельные направления деятельности СКК, так и более общие вопросы.

НБК разрешил (13 ноября 2001 г.) местным федерациям СКК учитывать векселя предприятий, имеющих счета в СКК, при условии, что сумма учтенных векселей не превышает 5% от суммы привлеченных депозитов на конец предыдущего года. Данная мера нацелена на решение проблем неплатежей на уровне волости и уезда.

После анализа структуры кредитов, сложившейся в 2001 г., НБК отметил, что при росте объемов выданных кредитов сократилась доля кредитов, выделяемых на закупки сельскохозяйственной продукции, развитие сельского хозяйства и нужды крестьян (14 ноября 2001г.).

Общие правила кредитования крестьянских хозяйств

НБК обнародовал основные направления, которых должны придерживаться СКК при выделении кредитов крестьянским хозяйствам (10 декабря 2001 г.). В преамбуле инструкции НБК отмечает, что в соответствии с «Общими правилами кредитования» кредиты должны способствовать развитию сельского хозяйства, а СКК поддерживать качество своих кредитных портфелей. В рамках общего курса на повышение уровня жизни сельского населения НБК разрешил СКК предоставлять крестьянским хозяйствам микрокредиты без обеспечения или гарантий, исходя лишь из оценки их кредитоспособности. Такие кредиты выдаются в виде открытой кредитной линии. Лимит средств кредитной линии определяется местной федерацией с учетом экономической ситуации, уровня доходов крестьян и наличия у СКК свободных ресурсов. Федерация также регламентирует все существенные условия микрокредитов. Но их продолжительность не может превышать один год (До этого при выделении кредита СКК требовали от крестьянских хозяйств ликвидного залога, стоимость залога должна была превышать сумму кредита. Теперь ликвидный залог требуется при предоставлении кредита на суммы, превышающие 3 тыс. юаней. По расчетам китайских экспертов, ликвидные активы среднего крестьянского двора не превышают 2767 юаней).

Получатели микрокредитов должны удовлетворять раду требований: быть резидентами района, обслуживаемого федерацией; обладать хорошей кредитоспособностью; заниматься деятельностью, соответствующей государственной политике; иметь соответствующие и законные источники дохода; быть в состоянии погашать основную сумму долга и проценты.

К допустимым для кредитования видам деятельности крестьянских хозяйств НБК отнес: земледелие, закупки малой сельскохозяйственной техники; оказание производственных услуг; жилищное строительство; медицинские и образовательные услуги. В то же время НБК разрешил СКК оказывать услугу по потребительскому кредитованию.

СКК обязан присвоить заемщику кредитный рейтинг, учитывая общую кредитоспособность крестьянского двора, его кредитную историю, особенности производственной специализации, результаты хозяйственной деятельности, способность обслуживать кредит.

В открываемом СКК кредитном деле должны отражаться следующие сведения: имя заемщика; его идентификационный номер; адрес; назначение кредита; описание производственной деятельности; размер дохода; перечень активов хозяйства; оценка задолженности; сообщение Комитета деревенских жителей; мнение работника кредитного отдела

Для принятия решения об оценке кредитоспособности СКК образует группу, состоящую из представителей органов управления СКК, представителей крестьянских дворов, деревенского комитета КПК и комитета деревенских жителей. Процедура оценки кредитоспособности двора предусматривает следующую последовательность действий: крестьянский двор обращается в СКК с просьбой установить такую оценку; кредитный офицер сопоставляет запрашиваемую сумму кредита и доходы двора и дает свое заключение; группа выносит решение. Кредитный рейтинг крестьянского двора может быть трех видов: отличный, хороший и низкий. Критерии их разграничения разрабатывает местная федерация СКК, исходя из экономических условий данного уезда. Кредитный рейтинг каждого крестьянского двора пересматривается раз в два года. После присуждения кредитного рейтинга СКК выдает крестьянскому двору специальную банковскую карту (сертификат). На ее основании хозяйство может сразу получить кредит в пределах установленных лимитов кредитной линии.

СКК обязан прекратить кредитование крестьянского двора, если выявятся такие нарушения, как самовольное изменение двором цели использования кредита; передача или сдача в аренду банковской карты другому хозяйству.

Одновременно (10 декабря 2001 г.) НБК выпустил нормативный акт, определяющий принципы менеджмента микрокредитов крестьянским хозяйствам. НБК указывает, что данную услугу должны оказывать все СКК. Если крестьяне не в состоянии предоставить достаточное обеспечение или гарантию доя получения кредита, превышающего лимит открытой кредитной линии, СКК может в качестве обеспечения ограничиться коллективной (3-5 хозяйств) гарантией возврата кредита. Если хозяйство запрашивает крупный кредит на иные, чем указано в инструкции НБК, цели, особенно для масштабного производства продукции с неопределенными рыночными перспективами, СКК обязан следовать строгой процедуре, закрепленной в Основных правилах кредитования.

Усиление надзора за деятельностью СКК со стороны НБК

В начале 2002 г. НБК разработал меры по усилению надзора за деятельностью СКК (30 января 2001 г.). В документе они представлены восемью группами мероприятий.

  1. Улучшение менеджмента кредитами и стандартизация кредитных услуг крестьянам. В этом пункте перечисляется, что запрещается делать СКК при предоставлении кредитов. СКК не могут вычитать из выданной суммы средства, направляемые на увеличение собственного капитала; делать отчисления в резервный фонд по депозитам, выплачивать налоги и сборы, устанавливаемые местными органами власти. СКК не могут выдавать кредиты для заключения сделок с ценными бумагами. Им запрещено кредитовать местные правительства или комитеты деревенских жителей: предоставлять кредиты на выплату заработной платы, покрытие кассовых разрывов различных фондов, уплату сельскохозяйственных налогов и сборов.

  2. Ужесточение контроля за крупными кредитами. СКК запрещено выдавать кредиты на суммы, превышающие размеры, установленные вышестоящими органами. По уже выданным таким кредитам СКК обязаны разработать планы по их снижению. Отделения и подразделения НБК должны вести специальный учет таких кредитов СКК, открыв для этого специальные счета по каждому получателю, и осуществлять строгий мониторинг финансового состояния последних. При выявлении значительных рисков или возможности потерь отделение НБК обязано предпринять меры для сохранения активов.

  3. Усиление мониторинга неработающих кредитов СКК для снижения их доли. Предстоит создать в СКК систему выявления неработающих кредитов, анализ надежности выданных кредитов СКК должны проводить ежемесячно и ежеквартально. СКК обязаны улучшить управление вновь выдаваемыми кредитами и не допускать увеличения доли неработающих кредитов или появления новых неработающих кредитов.

  4. Улучшение управления рисками в СКК посредством чёткого разграничения их собственности и капитала. Должны быть строго определены взаимоотношения между инвесторами, менеджерами и ответственными за риски. Получив собственность, СКК должны быть в состоянии привлекать капитал, осуществлять финансирование, нести ответственность за осуществляемые операции, прибыли, убытки, риски. Основную часть капитала СКК могут привлекать от крестьян, участие остальных инвесторов ограничено действующим законодательством. Инвесторы должны нести ответственность в соответствии со своими паями. СКК могут расширять паевой капитал за счет взносов семейных предприятий или предприятий волостей и поселков, обладающих определенными средствами и нуждающимися в финансовом обслуживании. Взносы члены СКК могут делать только на добровольной основе, .любое принуждение запрещается.

  5. Цели мониторинга деятельности СКК, совершенствование финансового менеджмента, снижение потерь и увеличение прибыли. СКК, испытывающим финансовые затруднения, запрещается строить офисные здания или покупать автомобили. Федерациям СКК запрещается использовать кредитные фонды или взаимные фонды своих членов СКК для возведения административных зданий. За несоблюдение данного запрета главы СКК и их федераций несут материальную ответственность. В то же время НБК готов оказывать поддержку тем СКК, которые составят аланы и разработают конкретные меры по снижению потерь.

  6. Улучшение управления инвестициями в облигации. СКК могут инвестировать избыточные ресурсы в облигации при условии, что они предоставили адекватный объем кредитов на поддержку сельского хозяйства. Такие инвестиции СКК могут делать только в ценные бумаги, включенные в специально установленный список. СКК могут покупать государственные облигации, политические финансовые облигации, корпоративные облигации предприятий ключевых отраслей, публично размещающих свои ценные бумаги по разрешению соответствующих учреждений центрального правительства. Инвестиции членов СКК в данные ценные бумаги могут осуществляться через посредство местных федераций СКК, оказывающих кастодиальные услуги и имеющих счет в Центральной компании по регистрации и расчетам с государственными облигациями. СКК ставшие членами Всекитайского межбанковского рынка облигаций, могут вести торговлю непосредственно на межбанковском рынке, остальные - только через посредничество первоклассных коммерческих банков или федерации СКК

  7. Совершенствование управления СКК со стороны местных федераций. Отделения и подразделения НБК также должны вести постоянный мониторинг деятельности федераций СКК При этом необходимо добиваться повышения качества корпоративного управления, устранения барьеров между председателем и Советом директоров СКК стандартизации процедуры принятия решений, создания систем внутреннего контроля и аудита, принятия решений по важным вопросам на основе большинства голосов, расширения полномочий руководителей среднего звена.

  8. Четкое разграничение ответственности и применение мер по риск-менеджменту. Прежде всего следует однозначно разграничить полномочия и ответственность по надзору за СКК между сотрудниками, подразделениями и руководящими работниками НБК в соответствии с действующим законодательством. Отделения НБК уездного уровня должны сконцентрировать внимание на надзоре за деятельностью СКК находящихся в их юрисдикции.

Хотя новые регулирующие положения НБК по кредитованию крестьян были обнародованы только в конце 2001 г., уже в начале 2002 г. НБК рапортовал о серьезных достижениях. В сообщении НБК от 4 февраля 2002 г. указывается, что в 2001 г. была упрощена процедура кредитования крестьянских дворов без обеспечения или под совместные гарантии. Такие кредиты в 2001 г. уже предоставляли 91% СКК по всей стране, объем выданных кредитов составил 45,4 млрд юаней. Финансовую поддержку в виде микрокредитов получили 25% крестьянских хозяйств, а в 10 сельскохозяйственных провинциях их доля достигла 40%. Кредиты под совместные гарантии СКК предоставили 9% крестьянских дворов.

Основные задачи развитая СКК

НБК полагает, что деятельность СКК пока не удовлетворяет потребности крестьян и сельской экономики. Сельское хозяйство в недостаточном объеме финансируется, а хозяйствующие субъекты не получают нужных услуг. НБК выделил несколько приоритетных направлений развития СКК на период реформ.

  1. Улучшение работы по привлечению средств и расширение возможностей финансирования сельского хозяйства. СКК смогут снизить долю неработающих кредитов на пять процентных пунктов. (В докладе на рабочей конференции НБК привел иные ориентиры: в течение нескольких ближайших лет доля неработающих кредитов СКК будет снижаться на 2-3 процентных пункта в год). НБК также намерен продолжить оказание финансовой поддержки СКК в регионах, испытывающих недостаток ресурсов.

  2. Распространение системы микрокредитования на малые предприятия деревень и поселков. Около 60% привлеченных на депозиты средств в СКК будет направлено на кредитование крестьянских дворов. СКК должны эффективнее осуществлять маркетинг своей деятельности и предоставлять больше услуг крестьянам.

  3. Нормализация функционирования финансового рынка в деревне. Использование средств из фондов, поддерживающих развитие сельского хозяйства, должно стать более открытым по таким вопросам, как кредитная политика, процедуры кредитования, заемщики и процентные ставки. Запрещается получение преимуществ или личной выгоды при кредитовании. Недопустимы любые виды деятельности, противоречащие действующим регулирующим нормам, в том числе замещение кредитов товарами, навязывание крестьянам паев СКК, использование средств из фондов поддержки сельского хозяйства на выплату заработной платы. В деревне должно быть полностью устранено ростовщичество.

В марте 2002 г. НБК несколько модифицирует свой подход, уведомляя, что намерен дополнительно выделить 26 млрд юаней на расширение кредитования СКК. НБК рефинансировал СКК и раньше (в 1999 г. было выделено 15 млрд юаней, в 2000 г. $ 20 млрд). За счет данных средств СКК обязаны предоставлять кредиты на проведение весенних посевных работ. Первоначально квоты выделяются подразделениям и отделениям НБК на местах, те же, в свою очередь, распределяют их по СКК. Приоритет при выделении централизованных кредитов должны получить районы, пострадавшие от стихийных бедствий, основные производственные базы зерновых, хлопка, а также районы, испытывающие острую нехватку финансирования.

В марте 2002 г. в Пекине прошла Всекитайская рабочая конференция СКК на которой были подведены итоги развития СКК с 1997 г. и намечены основные направления развития на ближайшие годы. Цель конференции - скорректировать работу в свете решений Всекитайской конференции по финансовым вопросам и Всекитайской конференции по вопросам развития сельского хозяйства.

Со вступительной речью на конференции выступил зам. председателя НБК Ши Цзилян. Он отметил, что за период 1996-2001 гг. объем средств, привлеченных во вклады в СКК увеличился на 96%, а объем выданных кредитов - на 90%, то есть пассивы и активы СКК росли быстрыми темпами, соответственно на 15 и 14% в год. В деятельности СКК произошло несколько перемен. Во-первых, СКК стали в большей степени ориентироваться на деревенских клиентов. Доля кредитов, предоставленных крестьянским хозяйствам, увеличилась до 37% в составе кредитных портфелей СКК Во-вторых, возросли возможности СКК по привлечению средств. СКК стали привлекать ресурсы не только через расширение депозитных операций, но и в виде кредитов, полученных от других финансовых институтов, размещения облигаций. В 2001 г. депозитная база СКК выросла на 200,8 млрд юаней, а за счет других источников было привлечено более 100 млрд юаней. В-третьих, ЦБК ввел для СКК упрощенную процедуру кредитования крестьянских хозяйств, что облегчило доступ последних к кредитам финансовых институтов. В-четвертых, СКК было разрешено проводить различную политику с учетом местных особенностей и финансового положения регионов. Например, для СКК в западных районах страны приоритетным направлением останется оказание финансовой поддержки сельскохозяйственного производства крестьянских хозяйств и повышение уровня их жизни, а в восточных районах - селективная поддержка высокотехнологичного земледелия, выращивания продукции с высокой долей добавленной стоимости и поощрения экспорта.

В решениях конференции отмечалось, что сохраняется дисбаланс между потребностями крестьян в финансовых услугах и деятельностью СКК Для многих хозяйств доступ к институционализированному кредитованию по-прежнему закрыт. Дня расширения кредитования крестьян намечено увеличить ресурсную базу СКК В качестве важнейших источников привлечения средств дня СКК выделены следующие: прирост средств на депозитных счетах; отзыв просроченных кредитов; расширение обмена фондами между кооперативами. НБК продолжит оказание финансовой поддержки посредством рефинансирования СКК расположенным в центральном и западном Китае.

Конференция наметала направления реформирования самих СКК Прежде всего, преобразования должны затронуть системы внутреннего управления, операционную деятельность, кадровый менеджмент. Предполагается внедрить подрядную систему по целевым показателям операций, улучшить системы внутреннего контроля при кредитовании, управлении рисками, повысить возможности СКК по самофинансированию и саморазвитию.

В отношении повышения эффективности мониторинга и надзора за деятельностью СКК со стороны НБК на конференции указывалось, что подразделениям и отделениям НБК предстоит привести свою надзорную деятельность в соответствие с действующим законодательством и повысить ее качество. Для них также предлагается ввести систему ответственности в финансовом надзоре.

В решениях подчеркнута необходимость остановить рост долгов СКК сформировать благоприятную среду д ля развития финансового рынка в деревне, сделать финансовую поддержку сельского хозяйства приоритетным видом деятельности для СКК

По итогам работы конференции НБК разработал и обнародовал инструкцию о проведении инспекционных проверок подразделениями и отделениями НБК деятельности СКК по кредитованию крестьянских хозяйств. В ходе проверок работники НБК в первую очередь должны обращать внимание на следующий круг вопросов:

  • доступность кредитов для крестьян в период весеннего сева;

  • расширение микрокредитования крестьян и кредитов, выдаваемых под совместные гарантии;

  • способы предоставления услуг и их качество при микрокредитовании крестьян;

  • увеличение кредитования на поддержку сельского хозяйства со стороны подразделений и отделений СКК

В ходе проверок инспектора обязаны встречаться как с представителями НБК так и СКК проводить обсуждения и встречи с представителями местных органов власти и крестьянами, осуществлять полевые обследования.

Заключение

В результате проводимой реформы деятельности сельской кредитной кооперации в КНР СКК становятся единственным финансовым институтом, функционирующим в китайской деревне. Кредитование сельского хозяйства должно быть сосредоточено в СКК Они же оказывают основные банковские услуги в деревне. Монопольное положение СКК на рынке банковских услуг в сельской местности позволяет устанавливать высокие цены и тарифы. НБК рапортует как о большом достижении о том, что СКК удалось перейти к «плавающей» ставке ссудного процента, в среднем она в 2-3 раза выше, чем ставки по кредитам, предоставляемым банковскими институтами, функционирующими в городе. СКК действуют главным образом за счет средств, привлеченных на депозиты. Но данные упомянутого выше обследования Института развития сельского хозяйства показывают, что только 16% крестьянских хозяйств располагают сбережениями. Низкие доходы крестьянства не позволят СКК значительно расширить свою ресурсную базу. Масштабы рефинансирования СКК осуществляемые НБК ограничиваются суммами, перечисленными кредитными кооперативами в фонд обязательного резервирования. Доступ же СКК к иным ресурсным источникам ограничен действующими инструкциями НБК

Признание приоритетным направлением деятельности СКК микрокредитования крестьянских хозяйств преследует несколько целей. Прежде всего, это - повышение потребительских расходов крестьянства. В 2000 г. в КНР завершилась реализация долгосрочной программы ликвидации нищеты. Официально было объявлено, что за годы экономической реформы удалось уменьшить число проживающих за чертой бедности с 250 млн человек в 1978 г. до 30 млн в 2000 г. Однако, по расчетам Всемирного банка, их число в 2000 г. составляло 300 млн человек. Именно эта категория хозяйств в наибольшей степени нуждается в кредитах, но обладает низкой кредитоспособностью. Введение «политического» компонента в процедуру определения кредитного рейтинга крестьянских хозяйств должно открыть им доступ к микрокредитованию. Но одновременно льготное кредитование беднейших хозяйств будет означать ухудшение качества кредитных портфелей СКК

Возможность выдачи кредитов крестьянским хозяйствам под «совместные» гарантии нескольких дворов, появившаяся у СКК, может привести к усилению финансовой зависимости беднейших хозяйств от более крепких. Сейчас дня наименее обеспеченных хозяйств доступны лишь ссуды, предоставляемые неформальными объединениями, состоящими из 12-18 хозяйств, как правило, имеющих родственные связи. В таких объединениях менее обеспеченные дворы являются чистыми заемщиками, беря в долг в среднем в 4 раза больше взносов. Из-за отсутствия достаточных доходов они вынуждены рассчитываться за ссуды трудовыми услугами. Перенос традиционной неофициальной практики заемных отношений на кредитную деятельность СКК может привести к формализации сложившихся отношений зависимости между крестьянскими хозяйствами.

До проведения последних преобразований системы СКК не соблюдался принцип добровольности членства в СКК, в большинстве районов страны крестьяне не могли не быть членами СКК. В последних официальных документах лишь провозглашается необходимость соблюдения принципа добровольности членства в СКК Крестьяне внесение паев в капитал СКК воспринимают как дополнительное «бремя», дополнительный «денежный сбор». При ведении натурального хозяйства у них нет потребности ни в банковском обслуживании, ни средств доя сбережений. К тому же при банкротстве СКК вкладчик может рассчитывать хотя бы на частичный возврат суммы вклада, а пайщик - нет.

Двойственность проводимых преобразований проявляется и в следующем. Формально реформа нацелена на возрождение СКК как самостоятельных кооперативных финансовых институтов. Для этого их деятельность выводится из-под опеки Сельскохозяйственного банка Китая. Но его место замещают новые образования - провинциальные союзы СКК Новые нормативные акты лишают СКК даже отдельных прав, какими они обладали до последнего времени. Так, если до последнего времени СКК могли самостоятельно определять все существенные условия кредитных сделок, то теперь данное право закреплено только за уездными федерациями СКК

Действующие нормативные документы НБК строго регламентируют круг доходных операций СКК, по существу, ограничив их кредитованием. Процентные ставки по кредитам СКК выше, чем у других финансовых институтов, к их услугам прибегают менее надежные заемщики, не имеющие доступа к более дешевым ресурсам, поэтому СКК работают в условиях высоких рисков невозврата кредитов. Отсутствие квалифицированного персонала, навыков современных технологий риск-менеджмента предопределяют низкое качество кредитных портфелей СКК

Мероприятия, предложенные НБК по преобразованию деятельности СКК никоим образом не затрагивают самый болезненный вопрос - взаимоотношения СКК и местных органов власти. Для последних СКК до недавнего времени являлись как бы «политическими банками», средствами которых они могли распоряжаться практически без ограничений. Практика центрального китайского правительства последних лет, направленная на передачу полномочий и бюджетных обязательств нижестоящим уровням власти, копировалась провинциальными правительствами. Это привело к сосредоточению основных социальных обязательств в бюджетах местных правительств. Запрещение последним получать кредиты и займы у СКК равно как и требование резко сократить число и суммы местных налогов и сборов, способно заблокировать реализацию одной из приоритетных установок центрального правительства - ускоренное развитие сельскохозяйственного производства и повышение жизненного уровня крестьянства.