Сегодня нишу финансовых услуг, не привлекательных для банков, заполняют кредитные кооперативы и другие организации микрофинансирования. В настоящее время в России зарегистрировано более 2000 кредитных кооперативов - объединений на членской, паевой основе физических и юридических лиц. По оценкам НАУМИР, в этих кооперативах сконцентрировано около 20—25 млрд руб. (для сравнения: объем банковских розничных кредитов сейчас превышает 3 трлн руб.). Пайщиками кредитных кооперативов являются около 1 млн россиян. Принятый в августе 2009 года Закон "О кредитной кооперации" предусмотрел целый ряд финансовых ограничений и нормативов, обязательных для кредитного кооператива и направленных на снижение рисков и обеспечение прозрачности их деятельности, защиту средств пайщиков.

ФЗ «О кредитной кооперации» предусматривает создание механизма саморегулирования в кредитных кооперативах во избежание их банкротства и защиты интересов пайщиков. Теперь в роли так называемых контролеров будут выступать саморегулируемые организации (СРО), членство в которых регламентирует деятельность кооперативов. В течение трех месяцев  с момента создания кооперативы обязаны вступить в эту организацию. Величина резервного фонда должна составлять не менее 5 % суммы денежных средств, привлеченных от его пайщиков. При этом члены СРО обязаны создавать страховой фонд, в который ежегодно должны отчисляться 0,2% от объема среднегодовых активов на случай банкротства. Покрытие убытков возьмет на себя СРО. В случае невыполнения вышеперечисленных условий, кооператив лишится членства в организации. Это автоматически повлечет за собой запрет на прием сбережений и выдачу займов.

Эти меры обеспечивают стабильность кредитных кооперативов, однако финансовый кризис, собственные ошибки, недостатки прежнего законодательства, отсутствие долгие годы госрегулирования деятельности кооперативов привели к тому, что сейчас в России несколько десятков кредитных кооперативов находятся на разных стадиях процедуры банкротства. К сожалению, по существующему законодательству пайщики, которые принесли в кооператив свои сбережения, находятся в положении значительно худшем, чем вкладчики банков, которые получают при банкротстве банка свои сбережения в первую очередь, а пайщики кооператива - только после расчетов с работниками кооператива, бюджетом, всеми другими кредиторами.

Кредитные кооперативы - это финансовые организации, только особые - кооперативные, то есть член кооператива выступает одновременно и как участник организации-должника (поскольку платит сюда паевые взносы, членские взносы, участвует в работе органов кооператива), и как конкурсный кредитор, если он предоставляет кооперативу займы, приносит сюда свои личные сбережения для хранения и предоставления из них займов пайщикам.

Слабая защищённость пайщиков, низкий уровень соблюдения кооперативных принципов правлением кредитных кооперативов позволяет сделать вывод о том, что развитие кредитной кооперации может происходить, помимо применения мер государственной поддержки, и при активном участии действующих кредитных кооперативов, на основе механизма саморегулирования. Укрепление рядового кооператива будет способствовать распространению идей кредитной кооперации, что отразится на развитии и стабильности всей кооперативной системы.
С целью повышения стабильности системы кредитной кооперации законом была предусмотрена обязанность кредитных кооперативов вступить в саморегулируемые организации, которая осуществляет контроль за деятельностью кредитных кооперативов, разрабатывает планы и стандарты и т.д. Но в ФЗ «О кредитной кооперации» отражаются лишь элементы финансового контроля за деятельностью кредитных кооперативов, отсутствует понятие социального контроля, не определён механизм саморегулирования.

Под механизмом саморегулирования нами понимается совокупность инструментов, направленных на удовлетворение финансовых и иных потребностей каждого пайщика и одновременно кооператива в целом.

В совершенствовании механизма саморегулирования прежде всего должны быть заинтересованы сами СРО, поэтому стабильность кооперативной системы внутри СРО должна иметь числовой характер, определяющая уровень кооперативного менеджмента членов саморегулируемой организации.

Выделим этапы формирования механизма саморегулирования с присущими ему инструментами:

  1. Планирование – процесс определения возможного результата в будущем, основанный на внутренних особенностях функционирования кооператива и внешнем воздействии.
  2. Организация – комплекс мер, разработанных на основе анализа деятельности кооператива с целью удовлетворения финансовых и иных потребностей каждого пайщика и одновременно кооператива в целом.
  3. Контроль – сопоставление фактических результатов с намеченными, выявление резервов и нерационального использования ресурсов.

ФЗ «О кредитной кооперации» определены 7 финансовых нормативов, определяющих финансовую устойчивость кооперативов. Одновременно с этими показателями авторами рекомендуется производить дополнительный расчёт финансовых показателей для целей финансового контроля.

В качестве показателей реализации механизма саморегулирования системы кредитной кооперации в регионе можно рассматривать следующие: число кооперативов, численность пайщиков, размер паевого и резервного фондов, объёмы выданных займов и привлечённых сбережений; количество выданных займов и его средняя величина; средняя величина сбережения; средняя продолжительность займа и сбережения; направленность выданных займов; максимальный размер займа, выданного одному пайщику; величина временно свободных средств в фонде финансовой взаимопомощи; величина активов и текущих обязательств; социальный эффект (роль кооперативов в решении социальных проблем населения региона); величина средств государственной поддержки, соотношение суммы сберегательных взносов пайщиков и суммы привлечённых средств, степень кооперирования населения.

На основе полученных абсолютных показателей о деятельности кредитных кооперативов, являющихся членами саморегулируемой организации, можно определить степень устойчивости региональной системы кредитной кооперации через следующие показатели:

  • коэффициент независимости системы кредитной кооперации с учётом внешнего финансирования - отношение суммы привлечённых средства со стороны внешних инвесторов к сумме привлечённых средств пайщиков;
  • коэффициент государственной финансовой поддержки становления и развития кредитных кооперативов - степень участия государства в становлении и развитии кредитных кооперативов. Необходимость финансового обеспечения со стороны государства – важный фактор становления кредитного кооператива, что подтверждает мировой и отечественный опыт их развития;
  • коэффициент соотношения суммы сберегательных взносов пайщиков и суммы привлечённых средств со стороны пайщиков, доля сберегательных взносов в общей сумме финансирования кредитного кооператива, характеризующий развитие политики привлечения сбережений пайщиков кооператива;
  • величина предоставляемого займа, приходящаяся на одного пайщика кредитного кооператива;
  • величина собственных средств, приходящаяся на одного пайщика кредитного кооператива;
  • доля удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива, определяющаяся как отношение суммы запрошенных займов к сумме выданных займов пайщикам;
  • охват региона кредитной кооперацией - отношение общей суммы выданных кредитов кредитными организациями пайщикам на территории региона к общей сумме выданных займов кредитными кооперативами пайщикам на территории региона;
  • степень кооперированности населения в общей численности трудоспособного населения - степень привлекательности системы кредитной кооперации наряду с другими кредитными институтами финансовой системы;
  • коэффициент автономии - доля средств пайщиков в общей сумме средств, используемых кредитным кооперативом;
  • коэффициент концентрации заёмного капитала - доля средств в общей сумме средств, используемых кредитным кооперативом;
  • коэффициент соотношения собственных и заёмных средств.

Анализ функционирования кредитных кооперативов свидетельствует, что их развитие сдерживает ряд финансовых проблем, как со стороны привлечения ресурсов, так и со стороны расходования средств. Среди них наиболее острыми являются: со стороны привлечения ресурсов – неразвитость политики привлечения сбережений, как инструмента, решающего проблему отсутствия свободных ресурсов для удовлетворения спроса пайщиков на получение займов; со стороны кредитования – отсутствие разработки и реализации на практике системы минимизации рисков с целью снижения опасности принятия ошибочного решения и уменьшения возможных негативных последствий в ходе реализации принятых решений.

В процессе развития механизма саморегулирования появляется дополнительная возможность региональной системы кредитной кооперации для минимизации рисков ликвидности кооперативов, в частности:

  1. Гарантирование возвратности средств посредством страхования сбережений через создание страхового фонда при саморегулируемой организации.
  2. Создание специализированной службы при саморегулируемой организации по консультированию и защите прав и интересов пайщиков.
  3. Организиция перетока денежных средств между кредитными кооперативами – членами СРО посредством создания кредитного кооператива второго уровня.
  4. Создание учебно-методического отдела, целью которого является консультирование и подготовка кадров для кредитных кооперативов, членов саморегулируемой организации.

Для решения проблем, возникающих в процессе функционирования кредитных кооперативов возможна организация других органов инфраструктурного обеспечения их деятельности.

Наиболее острым является вопрос о контроле за деятельностью кредитных кооперативов со стороны СРО. При этом контроль должен осуществляться в двух направлениях: финансовый контроль и социальный контроль.

Финансовый контроль за деятельностью кредитных кооперативов – синтез законодательно регламентированных и стандартизированных форм внешнего и внутреннего контроля соблюдения законодательства РФ, положений устава КПК и внутренних документов СРО, достоверности, законности и экономической целесообразности, совершённых заёмно-сберегательных и других денежных операций и действий должностных лиц, участвовавших в их осуществлении. Финансовый контроль за деятельностью кредитных кооперативов осуществляется контрольно-ревизионной комиссией при саморегулируемой организацией, которая является выборным органом. Состав и количество членов определяется общим собранием СРО.

Помимо финансового контроля саморегулируемая организация может также осуществлять и социальный контроль, цель которого должна быть подчинена реализации принципов кооперации в кредитных кооперативах. Специализированный орган по социальному контролю анализирует состояние кооперативного менеджмента в организациях, принимает жалобы пайщиков, гарантирует защиту интересов и прав пайщиков, осуществляет сохранность кооперативных принципов в организациях, являющихся членами СРО.

Таким образом, совершенствование развития региональной системы кредитной кооперации возможно через повышение на основе создания механизма саморегулирования деятельности кредитных кооперативов, как совокупности инструментов, направленных на удовлетворение финансовых и иных потребностей каждого пайщика и одновременно кооператива в целом.