Развитию кооператирования в АПК России - всемерную поддержку

Несмотря существенную долю кооперативного сектора в аграрной структуре России, преимущества кооперативной формы хозяйствования недооцениваются, их развитию уделяют мало внимания. Некоторые субъекты Федерации оказывают помощь в становлении кооперативных структур, предусматривают налоговые льготы, организуют лизинг средств производства, а в ряде случаев выделяют бюджетные субсидии (Саратовская, Свердловская, Тюменская и другие области).

 

Региональные органы власти поддерживают курс на формирование союзов сельскохозяйственных кооперативов (Вологодская, Оренбурская, Тюменская и другие области). Однако такое положение далеко не везде. В большинстве сельскохозяйственных кооперативов низка экономическая эффективность производства. Отмечается тенденция к сокращению их государственной финансовой поддержки.

Меры по развитию сельскохозяйственной кооперации могут быть следующими.

На федеральном уровне.

1 Оценка действующих нормативно-правовых актов, которые имеют отношение (прямое или косвенное) к регулированию процессов горизонтальной и вертикальной кооперации для повышения степени управляемости этими процессами.

2. Создание системы взаимоувязанных, взаимодополняющих и непротиворечивых нормативно-правовых актов, которые в совокупности будут определять долговременную стратегию и тактику развития сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, в частности:

  • внесение поправок и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 68, ч. 2. ст. 104) в части разрешения образования хозяйственным товариществом и обществом не только производственных но и потребительских кооперативов;
  • приостановление действия Временного положения о холдинговых компаниях в части, касающейся запрета на создание таких компаний в сельскохозяйственном производстве, переработке, производственно-техническом обеспечении сельского хозяйства;
  • принятие подготовленных и переданных в Государственную Думу проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», «О сельских кредитных кооперативах», «О сельских страховых кооперативах»;
  • усовершенствование законодательства о финансово-промышленных группах или разработка специального Федерального закона «Об агропромышленно-финансовых группах»;
  • принятие решения оо изменении системы налогообложения в кооперативных структурах, где преобладающими являются сельскохозяйственные товаропроизводители;
  • внесение уточнений в законодательство об антимонопольной политике и принятие специального федерального закона, определяющего особые условия функционирования союзов (ассоциаций) в агропромышленном комплексе;
  • введение в перечень статей федерального бюджета отдельной статьи, предусматривающей выделение средств на развитие кооперации, в том числе для льготного кредитования кооперативов, реализующих сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, на обучение кадров, обобщение и распространение опыта работы кооперативных организаций и на цели, способствующие их становлению и развитию.

3. Принятие Государственной Думой и Правительством Российской Федерации решения о прекращении действия прежних нормативно-правовых актов, препятствующих развитию кооперации и интеграции в АПК.

4. Создание советов из представителей государственного управления (Минсельхоза России), органов хозяйственного управления (ассоциаций, союзов, кооперативов), представителей профсоюзных, торговых и финансовых организаций для выработки ежегодных соглашений между заинтересованными сторонами по основным параметрам сельскохозяйственного производства и продовольствия.

5. Предоставление перерабатывающим, торговым и иным предприятиям, входящим в состав интегрированных формирований по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, льгот по налогообложению, предусмотренных для сельскохозяйственных предприятий, а именно:

  • освобождение от налога на добавленную стоимость или снижение ставки до минимального размера промежуточной продукции интегрированного формирования, обложение НДС только конечной продукции;
  • освобождение от налогов на имущество, транспортного, дорожного, на содержание жилищного фонда ц объектов социально-культурной сферы, сборов на нужды образовательных учреждений, на содержание милиции;
  • распространение на кооперативы ставки взносов в Пенсионный фонд, установленной для сельскохозяйственных предприятий, — 20,6% вместо 28.

6. Задачи Минсельхоза России и Россельхозакадемии:

  • усиление работы по мониторингу кооперативного движения в регионах России, распространению передового опыта;
  • расширение исследований теоретических и прикладных проблем сельскохозяйственной кооперации и проведение научно-производственных экспериментов по моделированию ее перспективных форм;
  • организация подготовки и издания учебника по курсу «Сельскохозяйственная кооперация» для сельскохозяйственных учебных заведений;
  • проведение научно-практических и научно-методических конференций, семинаров и т. д. по проблемам кооперации в АПК;
  • расширение подготовки и переподготовки кадров для кооперативных предприятий, организаций и их союзов.

Совершенствование законодательной базы кредитной кооперации должно опираться на концепцию, исходящую из того, что кредитные кооперативы по технологии осуществления финансовых операций практически не отличаются от коммерческих кредитных организаций. Но они коренным образом отличаются своими целями и принципами деятельности. При доработке Федерального закона «О кредитной кооперации» необходимо учитывать, что главная цель образования и деятельности кредитных кооперативов — обеспечение займами их членов за счет привлечения средств в первую очередь членов кооператива, а не прибыль и не дивиденды на вложенный капитал, как в коммерческих кредитных организациях. Это, однако, не означает, что кредитный кооператив может вести деятельность с убытками.

Принцип солидарной ответственности предполагает, что члены кооператива должны иметь достаточное представление о платежеспособности друг Друга, чтобы решать, можно ли кому-либо из них выдавать заем. Соответственно в законе должно быть определено, что кооператив первичного уровня охватывает своей деятельностью определенную территорию. В условиях нынешней России такой территорией может служить единица в границах сельской или поселковой администрации. Там жители хорошо знают друг друга и могут обоснованно судить о надежности заемщика, его возможностях вернуть средства.

В специальном законе о кредитной кооперации неразумно ограничивать круг участников кооперативного объединения. Сельские кредитные кооперативы могут охватывать все слои населения: работников сельскохозяйственных, обслуживающих и перерабатывающих предприятий, фермеров, владельцев личных хозяйств, пенсионеров, учителей, работников системы здравоохранения, сферы бытового обслуживания, социального обеспечения, лиц, занятых в мелкооптовой и розничной торговле, на сельских промыслах и т. д.

Число пайщиков как экономическая основа сельскохозяйственной кредитной кооперации все еще недостаточно для стабилизации системы. Находящиеся в распоряжении кредитных кооперативов финансовые ресурсы по-прежнему ограниченны. В этой связи деятельность кооперативов по привлечению финансовых средств, в первую очередь посредством мобилизации сбережений пайщиков, целесообразно подкреплять государственной поддержкой регионального и федерального уровней.

С целью достижения стабильности и устойчивости кредитно-кооперативной системы как финансового института необходимо создание фондов для гарантий и поддержки, в том числе сохранения сбережений пайщиков, что позволит получить доступ к средствам других кредитно-финансовых институтов. При этом государственное участие будет способствовать развитию и повышению устойчивости кредитно-финансовой системы АПК. За счет средств фондов могут предоставляться гарантии для привлечения средств в кредитно-кооперативную систему из внешних источников; субсидии по процентным ставкам сельскохозяйственным товаропроизводителям, получающим займы в кредитных кооперативах; помощь в возврате сбережений пайщикам в рамках финансового оздоровления; формироваться уставный капитал национального кооперативного банка как головного кооперативного института. Государственная поддержка кредитных кооперативов на этапе формирования системы помогла бы мобилизовать первоначальный капитал, набрать потенциал и накопить опыт сотрудничества с органами управления, завоевать доверие сельского населения и сформировать ресурсы, позволяющие реализовывать агропродовольственную и социальную политику государства и участвовать в социально значимых программах («Сельский дом», «Газификации села» и др.).

Ощущается острая потребность в разработке единых для всех кредитных кооперативов показателей с целью сравнения финансовых результатов их деятельности, а также осуществления внутреннего и внешнего аудита. Разрешение этой проблемы осложняется отсутствием стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, адекватных принципам деятельности кредитных кооперативов.

На региональном, районном уровнях.

1. Усиление роли и ответственности органов государственного управления АПК в обосновании наиболее приемлемых с точки зрения эффективности интегрированных структур.

2. Создание системы советов (союзов) производителей основных сельскохозяйственных продуктов по координации и защите их интересов:

  • при установлении цен на продукцию, паритета доходов на производство и переработку;
  • предоставлении финансовой помощи и льгот в получении кредитов;
  • налаживании кооперационных связей с предприятиями тракторного и сельскохозяйственного машиностроения по производству машин и оборудования для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и др.

3. Создание эффективных интегрированных структур по следующим направлениям:

  • сельскохозяйственные кооперативные структуры, в которые перерабатывающие предприятия входят в качестве обслуживающих сельскохозяйственных товаропроизводителей кооперативов;
  • ассоциации, объединяющие предприятия по воспроизводственному циклу на базе согласования интересов, в основном на некоммерческой основе;
  • вертикальные холдинги перерабатывающих предприятий и сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе общей собственности;
  • агропромышленно-финансовые группы, которые являются добровольными коммерческими объединениями, с привлечением банков и других финансовых структур;
  • другие формы объединений, при которых перерабатывающие предприятия интегрируются с поставщиками сырья на основе долгосрочных контрактов по взаимным поставкам.

В случаях, когда перерабатывающее предприятие районного или регионального значения имеет большую задолженность перед государством, несостоятельно, целесообразно способствовать его реорганизации в кооператив, обслуживающий сельскохозяйственных товаропроизводителей соответствующей сырьевой зоны, путем передачи прав на государственную часть долга при условии принятия обязательств по выплате остальной задолженности. В перспективе ассоциации, объединяющие участников воспроизводственного процесса, могут преобразоваться в коммерческие организации или создаваемые на их базе холдинги, агропромышленно-финансовые группы.

4 Усиление осведомленности руководителей, специалистов и других работников сельскохозяйственных предприятий и местных администраций о преимуществах кооперативов по сравнению с другими организационно-правовыми формами хозяйствования при современной ситуации на селе.

5. Подготовка высококвалифицированных специалистов, способных решать задачи производства на современном уровне, эффективная система обучения и тренинга персонала, а также работников, занятых в сфере аудита и контроля за деятельностью кооператива.

6. Задачи правительств, администраций субъектов Федерации:

  • планирование в региональных бюджетах средств на поддержку создаваемых и эффективно функционирующих кооперативов; разработка и обеспечение финансирования целевых общеобластных, республиканских, краевых программ «Развитие кооперации в АПК регионов»;
  • в рамках межрегиональных объединений («Большой Урал», «Сибирское соглашение» и т. д.) разработка программы возрождения в современных условиях традиционно российских кооперативных формирований, например, знаменитой «Сибирской маслодельной кооперации»;
  • более активное использование возможностей регионального законодательства, нормативно-правового обеспечения.

В целях реализации Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» институтами Россельхозакадемии выполнены следующие научные и практические разработки.

Подготовлены и переданы в Государственную Думу проекты Федеральных законов: «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», «О сельских кредитных кооперативах», «О сельских страховых кооперативах».

Разработаны «Методические рекомендации по формированию сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов», которые раскрывают организационно-хозяйственный механизм их создания и функционирования. Предложена модель сельскохозяйственного потребительского кооператива применительно к специфике предприятий зернового подкомплекса на примере ОАО «Тарханыхлеб» Саратовского района Саратовской области. Данная модель учитывает организационно-управленческую структуру кооператива, порядок определения паевого фонда, механизм распределения прибыли между его членами. В качестве мер и средств государственной поддержки предложена система налоговых льгот, а также необходимая нормативно-правовая база по их регулированию.

Заслуживает внимания Комплексная программа интеграции и кооперации предприятий и организаций АПК Саратовской области на период до 2005 г. Она может служить методическим материалом при решении вопросов кооперирования в других регионах Российской Федерации. В Программе изложена концепция развития кооперации и интеграции в АПК Саратовской области, обобщена правовая основа создания кооперативных и интегрированных формирований, разработан прогноз их развития в административных районах, предложена методика разработки проектов кооперативных и интегрированных районных структур.

Осуществлялись научные консультации по реализации «Программы формирования системы кооперативной аграрной экономики в регионе (на примере Тюменской области)».

На основе опыта предприятий и организаций АПК Орловского района Ростовской области разработаны пилотные проекты, включающие общие методические основы, положение, устав, договоры и другие необходимые документы по созданию следующих кооперативных формирований: потребительского кооператива на базе Орловской машинно-технологической станции; кредитно-финансового кооператива на базе Орловской АККОР; перерабатывающего кооператива на базе Орловского молочного завода; строительного кооператива на базе Орловской ПМК. Все документы переданы Управлению сельского хозяйства и заинтересованным организациям Орловского района для практического внедрения.

Разработаны и реализованы модели: сельскохозяйственного потребительского кооператива по первичной переработке и сбыту шерсти на базе Инзенской фабрики Ульяновской области; кооперативной системы «Рапс» Липецкой области; кооператива «Молоко» Белгородской области. Для данных кооперативных формирований разработаны учредительные документы, устав и бизнес-план.