Методические подходы по созданию кредитных кооперативов второго уровня
Формирование и функционирование кредитных кооперативов и их систем обеспечивают организационно-хозяйственную основу кооперативного сектора экономики. Все дело в том, как активно и на какой экономической и правовой основе будут развиваться и совершенствоваться создаваемые кооперативные объединения. Кооперативы находят поддержку, прежде всего, среди наиболее экономически слабых слоев потребителей и мелких производителей.
С самого начала кооперативное движение выдвинуло ряд принципов, которые до настоящего времени определяют основу деятельности кооперативов. По нашему мнению, главными из них являются следующие. Во-первых, кооперативы обслуживают своих членов, выполняют те функции, которые, мелкие потребители и производители не в состоянии выполнить, прибыль же используется главным образом для реинвестирования, и только оставшаяся ее часть распределяется между членами кооператива. Во-вторых, принцип демократизма является важной особенностью кооператива, когда каждый член кооператива имеет голос независимо от масштабов его экономической, деятельности. В-третьих, для них характерна иерархическая структура управления (по принципу «снизу-вверх») с делегированием нижними структурами, кооператива власти верхним эшелонам с сохранением за ними контроля.
Необходимо упомянуть о том факте, что система кредитной кооперации на селе в дореволюционной России не носила завершенного, комплексного характера. Теоретики и основатели кооперативного движения (Райффайзен и Шульце-Делич - в Германии; К П. Колюпанов, братья С. и В. Лугинины — в России) подчеркивали необходимость, создания трехуровневой системы кооперации, включающей низовые кооперативы, их объединения на региональных уровнях и центральные общенациональные банки. В Царской России долгое время кооперация развивалась только на первичном уровне. Лишь в 1869 г. возник первый союз, ссудосберегательных. и кредитных товариществ в Бердянске, который оказывал своим членам материальную помощь, а также осуществлял организацию совместной закупки и продажи сельскохозяйственных орудий, машин и товаров.
Союзы работали и в интересах других типов кооперативов (потребительских и производственных), а также артелей, которые становились членами союзов кооперативов. Коммерческие начала в деятельности союзов кооперативов были хорошо развиты, это выражалось в выпуске собственных долговых инструментов, в покупке союзами кооперативов долговых бумаг государства, более активном использовании заемных средств для финансирования кооперативов нижних уровней. Однако союзы кооперативов в России не получили распространения (до 1911 г. их было создано всего 9).
Лишь в 1911 г. был создан Московский народный банк, который объединил кредитную кооперацию. Вместе с тем, его учредителями были далеко не все союзы мелкого кредита. Таким образом, фактически вторичное звено кредитной кооперации в России так и не было создано, а центральный банк учреждений мелкого кредита распространял свою деятельность на ограниченный круг кооперативов.
Цель выявления и систематизации методических подходов по созданию системы кредитных кооперативов - выстроить последовательность этапов создания элементов объединения с помощью организационных мероприятий, экономических механизмов, законодательных актов и т. п. Последовательность формирования, системы важна как для практического применения, так и для анализа эффективности работы системы кредитной кооперации, который необходимо проводить с учетом региональных особенностей.
Рассмотрим этапы создания регионального сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива как совокупность способов и приемов последовательного создания элементов системы организаций кооперативного кредита.
Предложенная нами последовательность создания системы кредитной кооперации выявлена путем адаптирования подобных процедур, проводимых в зарубежных странах, к Российским историческим и правовым условиям.
Этапы создания кредитного кооператива второго уровня
Этапы процесса создания
|
Методы, приемы формирования регионального СПКК
|
Длительность, недели
|
Исполнители
|
Предполагаемый результат
|
Подготовительный этап
|
1. Обоснование необходимости создания объединения СПКК. 2. Оценка предполагаемых финансовых потоков. 3. Определение территориальных границ объединения. 4. Подбор помещения и оборудования. 5. Привлечение квалифицированных специалистов.
|
6
|
Инициативная группа представителей местных СПКК
|
Создание организационного комитета
|
Организационный этап
|
1. Разработка Устава. 2. Прием заявлений о вступлении в кооператив. 3. Установление размера вступительного членского взноса. 4. Разработка бизнес-плана. 5. Подготовка и проведение учредительного собрания.
|
8
|
Организационный комитет
|
Проведение учредительного собрания
|
Учредительный этап
|
1. Принятие решения о создании кредитного кооператива второго уровня. 2. Утверждение Устава объединения. 3. Принятие решений о приеме а члены кооператива. ?4. Выбор органов управления.
|
1
|
Общее учредительное собрание членов кооператива
|
Формирование организационно-управленческой структуры регионального кооператива
|
Регистрационный этап
|
Подготовка необходимых документов и подача их в отдел регистрации юридических лиц.
|
5
|
Председатель кооператива
|
Создание регионального кооператива
|
Процедуре создания объединения кредитных кооперативов должен предшествовать подготовительный этап, включающий:
1. Осознание необходимости в организации объединения сельскохозяйственных кредитных кооперативов, которое складывается из следующих определяющих моментов:
- инициатива сельхозтоваропроизводителей по поиску эффективного механизма организации финансово-кредитных услуг;
- поддержка властью области инициативы по организации кооперативного кредита на селе;
- научно-организационное содействие со стороны квалифицированных специалистов аграрной экономики.
2. Оценка предполагаемых финансовых потоков, а именно, источников средств объединения и возможных направлений их использования его членами.
3. Определение территориальных границ действия объединения включает в себя, выявление потенциальных членов потребительского кооператива второго уровня. Региональное объединение строится на основе сотрудничества местных кредитных коопертаивов области, межрегиональное — для удовлетворения потребностей кредитных кооперативов близлежащих областей и регионов. Определение территории деятельности объединения кредитных кооперативов относится к важным методическим приемам по организации деятельности структуры. Одним из критериев этого вопроса является естественное тяготение к той местности, где она формируется. Это обеспечивает пайщикам не только удобное пользование услугами кооператива, но и помогает получать своевременную информацию о его деятельности. Степень эффективности деятельности кредитного кооператива любого уровня зависит от выполнения ряда условий: район деятельности должен быть сужен, локализован по принципу - чем больше радиус, тем больше невозвращенных ссуд и накладных расходов; удешевление работы своего аппарата управления; ограничение торговых операций.
4. Подбор необходимого помещения и оборудования будущего объединения.
5. Привлечение в работе лиц, владеющих определенными навыками и опытом работы в банке или других кредитных организациях. Несмотря на то, что виды деятельности кредитных кооперативов и первого, и последующих уровней не являются, банковскими операциями в силу того, что они распространяются только на членов кооператива и не должны носить прибыльный характер, методы и технология работы банка и кредитного кооператива одинаковы. Профессионализм специалистов кредитного кооператива является одним из важнейших факторов его успешной деятельности.
Если результаты проведения подготовительного этапа позволяют сделать вывод о наличии объективных и субъективных предпосылок для создания объединения кредитных кооперативов, то можно переходить к следующему этапу работы — организационному.
Процедура по созданию объединения кредитных кооперативов может начаться только при наличии инициативной группы, которая будет добросовестно заниматься организационными вопросами с полным чувством ответственности за конечный результат проекта.
Организационный комитет выбирается на собрании потенциальных членов объединения с участием специалистов (экономиста, юриста, представителя уже действующего объединения), способных квалифицированно ответить на возможные вопросы. Указанный комитет решает следующие основные задачи:
- разрабатывает Устав создаваемой структуры;
- принимает заявления от представителей местных, районных СПКК о вступлении в члены кооператива второго уровня;
- подготавливает общее организационное собрание учреждаемого кооператива, на котором утверждается установленный размер вступительного взноса из расчета, что он должен покрыть расходы, связанные с созданием объединения и организацией его хозяйственной деятельности (от 5 до 10 тыс. руб.).
- подготавливает технико-экономическое обоснование финансово-экономической деятельности регионального кооператива, включая размер паевого фонда и источники его формирования.
На наш взгляд, длительность первых двух этапов создания кооператива второго уровня зависит от уровня знаний, получаемых членами организационного комитета и потенциальными пайщиками. Для решения проблем информированности следует, во-первых, проконсультироваться со специалистами действующих региональных структур кредитных коопретаивов по возникающим вопросам; во-вторых, наладить связь с местными, областными, федеральными и международными организациями, оказывающими содействие в создании и развитии сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов; в-третьих, информировать потенциальных членов кооператива - местные кредитные кооперативы - о преимуществе и перспективности развития строящегося регионального формирования.
Бизнес — план организации кредитного кооператива разрабатывается либо членами организационного комитета, либо специалистами, привлеченными на контрактной основе. Прежде чем приступить к разработке бизнес-плена, четко формируются цели и задачи, которые преследуются при создании областного объединения, уточняются правовой статус и принципы организации. При этом необходимо учитывать, что денежные обороты объединения должны соответствовать кредитным оборотам членов-пайщиков - и определяться с их потребностями в кредитах. Успешность функционирования структуры второго уровня определяется не только и не сколько размером прибыли от выдаваемого кредита, не интересами его как учреждения, а результатами, достигаемыми местными кредитными кооперативами вследствие своевременной выдачи займов непосредственно сельхозтоваропроизводителям благодаря быстрому получению дешевого кредита в региональном кооперативе.
Бизнес - план включает в себя следующее:
- Цель и предмет деятельности кооператива;
- Пути формирования имущества кооператива;
- Фонды кооператива;
- Организационные затраты;
- Операционные затраты учреждения.
После разработки, вышеперечисленной документации организационный-этап завершается проведением Общего собрания членов создаваемой структуры, с созыва которого начинается учредительный этап.
В режиме работы общего учредительного собрания, членов организуемого регионального кредитного потребительского кооператива решаются вопросы о создании названной организации, об утверждении представленного проекта Устава, о приеме в члены кооператива. На собрании выбирают кандидатов в органы управления кооперативом: Председателя, Правление, Наблюдательный совет. Результатом учредительного этапа создания объединения кредитных кооперативов является формирование организационно управленческой структуры областного кредитного кооператива.
Исполнителем заключительного этапа создания объединения - регистрационного - является Председатель кооператива, который занимается сбором и оформлением документов с последующим предоставлением их в отдел регистрации юридических лиц по месту учреждения кооператива. Кооператив считается созданным с момента его государственной регистрации (ст. 51 п. 2 , ст. 9 п. 2 ГК РФ).
Мы считаем, что начало построения системы кредитной кооперации в Саратовской области было положено в феврале 1996 г., когда на VII съезде Фермеров России (г. Москва) была проанализирована катастрофическая ситуация финансирования сельхозтоваропроизводителей России, Целенаправленный поиск эффективной организации сельскохозяйственного кредита привел фермеров области к маркетинговым исследованиям при участии ученых аграрных и. экономических институтов. Научными сотрудниками были выявлены элементы системы сельскохозяйственной кредитной кооперации в Саратовской области:
1 уровень - районные сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы;
2 уровень - CMC КПК «Кооператор Поволжья;
3 уровень - Финансовый центр Региональных Ассоциаций сельских кредитных кооперативов и других Федеральных кооперативных Ассоциаций (г. Москва).
Следующим, значимым, событием; для. поддержания. инициатив развития, кооперативного кредита стала.разработка Целевой программы становления и развития сельской кредитной кооперации в Саратовской области на 1998 -2000 г., которая проходила согласно Распоряжению Губернатора Саратовской области №1154-р от 28,08.1997 г.
Роль органов государственной власти в формировании системы кредитных кооперативов неоднозначна. С одной стороны, как мы уже отмечали, кооперация есть добровольное объединение граждан, и (или) юридических лиц, и поэтому органы государственной власти не могут создавать кооперативы. С другой стороны, кооператив — это юридическое лицо, и для его деятельности помимо добровольного объединения членов необходима государственная регистрация, которую проводят органы исполнительной: власти. После государственной регистрации - кооператив постоянно взаимодействует с органами государственной власти.
Это взаимодействие, на наш взгляд, предопределяет построение системы сельской кредитной кооперации, ввиду своего многообразия. Так, например, нежелание власти создать условия для регистрации первых в России Союзных Касс кредитной кооперации привело к тому, что кооперативные объединения второго уровня (областные) регистрировались почти два года, к тому же им вначале не было разрешено проведение финансовых операций, что привело к задержке кооперативного строительства в стране до революции.
Мировой практикой (Германским Союзом Кооперативов и Райффайзен - Банков и Канадским кооперативным движением «Дежарден» подтверждено, что только по истечении нескольких месяцев совместной работы в кредитном кооперативе его члены столкнутся с рядом проблем, стоящих перед организацией кооперативного кредита. Поэтому, в соответствии с классической схемой кооперативного строительства, рекомендуется сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам через 10 -12 месяцев работы провести общее собрание, на котором необходимо подвести итоги своей деятельности в первый этап работы, и, вероятно, наметить пути объединения для повышения эффективности работы каждого кредитного кооператива.
Как уже отмечалось нами, ранее, кредитная кооперация может функционировать, только как целостная система, и сейчас в России идет активный процесс формирования кредитных кооперативов второго уровня. Так, в июне 2003 г. в Москве с целью обмена опытом и координации деятельности по развитию многоуровневой системы кредитной кооперации и региональных кооперативов второго уровня был проведен семинар «Формирование и развитие сельских кредитных кооперативов второго уровня в России». В семинаре приняли участие руководители СПКК из 14 регионов России, сотрудники ССКК, ФРСКК и банковских структур. Следует согласиться, что основное направление дискуссии участников - обсуждение необходимости и возможности создания специализированной кредитной организации третьего уровня - весьма актуальная проблема. Существующие коммерческие банки (например, Россельхозбанк) имеют свою структуру собственности и определенные задачи, так что нельзя рассчитывать на то, что они возьмут на себя функции кооперативного банка.
По мнению А. А. Хандруева, первого вице-президента Ассоциации региональных банков, России, в условиях действующего банковского законодательства возможны два варианта развития системы. Либо ФРСКК возьмет на себя функции кооперативного банка, либо необходимо создание небанковской депозитно-кредитной организации (НДКО) или коммерческого кооперативного банка в рамках кооперативной системы. Целесообразнее создание НДКО (уставный капитал - 500 тыс. евро), которая должна быть учреждена кооперативами второго уровня, и крупными первичными кооперативами, при этом члены-учредители НДКО могут стать его филиалами в своих регионах. НДКО сможет вести кредитное обслуживание сельских кредитных кооперативов и привлекать срочные депозиты юридических лиц. Мы согласны с точкой зрения А. А. Хандруева, что такая организация будет оптимальной формой для современного этапа: формирования, кредитной; кооперативной системы.
Для подтверждения реальности воплощения вышеизложенной идеи финансовой дирекцией ФРСКК были проанализированы экономические возможности существующих региональных систем СПКК по созданию структуры третьего уровня. В результате было определено, что региональных сельских кредитных кооперативов могут участвовать в создании НДКО, но при этом необходим стратегический инвестор для системы кредитной кооперации (подобный ЕБРР).
Таким образом, при условии реализации описанной стратегии развития объедшюний кредитных кооперативов, будет создано единое поле скоординированного и профессионального подхода к ускоренному развитию сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации в России. Это позволит повысить эффективность работы кредитной кооперации, максимально реализовать ее преимущества в конкурентной среде, обеспечит неукоснительное осуществление социальной миссии в интересах сельского населения.
Итак, нами описана процедура создания региональной системы сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, состоящая из 4-х этапов: подготовительного, организационного, учредительного и регистрационного; обоснована важность определения территории функционирования кредитных кооперативов 2-го уровня; выявлено двоякое влияние органов государственной власти на формирование системы кредитных кооперативов в стране; рассмотрен реальный вариант построения завершенной трехуровневой системы кредитной кооперации в России.
Лексина Анна Александровна