Саратовская область: этапы становления кредитной кооперации
Саратовский опыт создания сельских кредитных кооперативов начался с совместной работы фермеров области и научных работников по поиску эффективных путей организации таких кооперативов. Изучались исторические российские документы, международный опыт сельской кредитной кооперации, а также первый опыт работы пилотных кооперативов в наши дни.
Сейчас в регионе действуют уже 17 кредитных кооперативов. Сельские кредитные кооперативы регистрируются по инициативе фермеров и жителей сельской местности согласно Федеральному закону № 193-ФЗ от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации». Возникла также необходимость в местной нормативно-законодательной базе, что нашло свое отражение в Постановлении губернатора области от 4 июня 1998 г. №39-П «О целевой программе становления и развития сельской кредитной кооперации в Саратовской области на 1998— 2000 годы».
Потребность в сельскохозяйственном кредите в Саратовской области возникала в основном со стороны фермерских хозяйств (в области по состоянию на 1 декабря 2000 г. их насчитывалось 8135) и вследствие отсутствия поддержки со стороны коммерческих банков побудило фермеров к организации института финансовой взаимопомощи в виде сельского кредитного кооператива.
До 1994 г. главы фермерских хозяйств оказывали финансовую взаимопомощь друг другу путем перечисления на расчетный счет своего коллеги-фермера средств для развития хозяйства на возвратной и беспроцентной основе. Некоторые наиболее сильные в экономическом отношении районные ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств оказывали финансовую поддержку фермерским хозяйствам, входящим в районные ассоциации, т.е. на долгосрочной основе, из имеющихся денежных средств ассоциации проводилось кредитование фермеров.
Примечательно, что кредит был в основном беспроцентный или выдавался под символические 1-3% годовых. Причем направлялся он преимущественно на пополнение собственных оборотных средств фермерских хозяйств, которых так не хватает фермерам для осуществления текущей деятельности, в частности, на покупку топлива, запасных частей, семян, удобрений. Примером такой организации мелкого сельскохозяйственного кредита является деятельность Татищевской АККОР «Хозяин», руководитель которой до настоящего времени отчитывается перед налоговыми органами в связи со становлением института кооперативного кредита в 1994 г. Дело в том, что по налоговому законодательству результат финансовых отношений между юридическими лицами подлежит налогообложению, в том числе и финансовая взаимопомощь (даже беспроцентная), облагается 20% НДС. Это, по сути, и свело на нет саму идею финансовой взаимопомощи.
Вот почему взаимная финансовая помощь между фермерами Саратовской области в 1995 г. была приостановлена. Но, тем не менее, этот опыт научил многих фермеров ответственности при принятии ими финансовых обязательств: не вернув вовремя кредит, фермер мог лишиться права кредитования из средств районной ассоциации или из средств своего коллеги-фермера. Особенностью такой взаимопомощи является то, что этот кредит выдавался без залоговых обязательств, только под честное слово. В свою очередь, фермеры, понимая, что их репутация дороже собственного имущества, старались свое слово сдержать и в срок погасить кредиторскую задолженность.
Именно этот опыт был положен в основу создания первого в области Саратовского сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Хозяин», деятельность которого была зарегистрирована в феврале 1997 г. Кроме того, для успешной разработки Программы развития кредитных кооперативов научными сотрудниками совместно со специалистами по аграрной экономике был проведен анализ состояния кредитной кооперации. В результате анализа были выявлены сильные и слабые стороны кредитной кооперации, определены возможности развития на ближайшую и более отдаленную перспективу.
В частности, к сильным сторонам сельской кредитной кооперации и Саратовской области было отнесено эффективное взаимодействие сельских предпринимателей, представителей административных органов и науки, что является характерной особенностью при становлении кредитной кооперации в Саратовской области, да и в других регионах России. Перспективы в развития кооперативного кредита связаны с неходимостью грамотного менеджмента, распространением передового опыта лучших кредитных кооперативов в других областях, а также созданием российского кооперативного сельскохозяйственного банка.
В ходе анализа отмечались также и слабые стороны строительства сельской кредитной кооперации, а именно: малый паевой фонд кредитного кооператива; в связи с недостаточностью специальных знаний в вопросах кредита у большинства населения нет достаточной мотивации для создания кредитных кооперативов: малая практика работы кооперативов, что влечет за собой недостаточность анализа допущенных ошибок, без государственной поддержки замедляется рост числа кредитных кооперативов; отсутствие законодательных актов, регулирующих процесс лицензирования и контроль за их деятельностью; фермерам зачастую не хватает собственных денежных средств для вступления в кооператив.
Проведенный анализ был положен в основу формирования системы сельской кредитной кооперации в Саратовской области. Как нам представляется, в систему сельской кредитной кооперации должны входить: кооперативы местные — первый уровень; союзы или ассоциации кооперативов— второй уровень; Центральный кооперативный банк— третий уровень. Цель системы сельской кредитной кооперации — выстроить последовательность этапов создания элементов системы путем проведения организационных мероприятий, запуска экономических механизмов, разработки законодательных актов и т.п.
Первый этап— подготовка системы подразделяется как бы на две составляющие: социальную и научную. На наш взгляд, определяющим фактором в создании сельского кредитного кооператива является желание людей объединиться в кооператив для достижения общей цели — оказания кредитно-финансовых услуг членами кооператива друг другу. Насколько быстро будет сформирован совокупный спрос на кредитно-финансовые услуги со стороны сельских предпринимателей, настолько длительной окажется социальная сторона этапа подготовки. На этом этапе создается инициативная группа и, возможно, заключается договор с каким-либо научным учреждением на проведение научно-организационных работ по созданию сельского кредитного кооператива.
Вторым этапом формирования системы является регистрация деятельности кредитного кооператива в органах юстиции. Здесь очень важна эрудированность юриста кооператива. Необходимым элементом второго этапа является распространение информации о выгодности кооперативного кредита для сельских предпринимателей, а также достоверная информация о действующих сельских кредитных кооперативах. Это важно для того, чтобы селяне наконец-то увидели в кредитном кооперативе выгодное для себя дело.
Третий этап— объединение кооперативов в пределах области. В соответствии с классической схемой организации кооперативов сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам области через восемь-девять месяцев работы рекомендуется провести общее собрание участников кооперации, на котором подвести итоги деятельности на первых двух этапах работы и, возможно, наметить пути объединения. В 2000 г. по инициативе фермеров был создан Саратовский межрегиональный сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Кооператор Поволжья», объединивший все существующие кооперативы области. Паевой фонд семнадцати кооперативов области составляет около 3 млн. руб., кроме этих денег из других источников в 2000 г. было привлечено более 6 млн. рублей.
Четвертый этап— этап организации деятельности кооперативов на федеральном уровне, предполагает поиски эффективного взаимодействия областных кооперативов России и их выход на финансовый рынок страны. В свою очередь, сотрудничество в этом деле с другими странами должно быть направлено на привлечение международной технической поддержки. Это важно еще и потому, что кооперативные финансовые институты развитых стран не заменяют собой банковскую систему. Они обслуживают определенную экономическую нишу, выполняя в основном функции кредитования фермерских хозяйств и других предприятий в сельской местности.
В целом кредитные кооперативы региона показали свою жизнеспособность: у всех стопроцентная возвратность кредитов и процентов по ним. К сожалению, областная программа поддержки кредитной кооперации практически не работает, из 10 млн. руб. бюджетных средств получено в 2000 г. только 470 тыс. руб., которые направлены на пополнение паевых фондов кредитных кооперативов «Хозяин», «Стимул» и «Гарант». Что же касается прямого (адресного) бюджетного финансирования, то этот вопрос до сих пор остается открытым.
В настоящее время в Саратовской области работает проект европейской программы ТАСИС, средства которого направлены на создание пилотных кооперативов, а также на поддержку и развитие кредитной кооперации в Поволжском регионе. Проект рассчитан на три года. В рамках этого проекта в августе 2000 г. зарегистрирован кооператив в п. Екатериновка, в стадии регистрации — кредитные кооперативы в городах Аткарск, Балашов и Ртищев, сейчас там работают инициативные группы. В 1999 г. также был осуществлен проект кооператива «Хозяин» профинансированный фондом «Евразия», в ходе которого создано шесть кредитных кооперативов и оказана консультативная помощь четырем кооперативам, организованным по линии облпотребсоюза.
Заметную помощь в становлении сельских кредитных кооперативов в регионе оказывает Фонд развития сельской кредитной кооперации, который в рамках Российско-Американской Программы поддержки сельских потребительских кредитных кооперативов, разработанной совместно с компанией ACDI/VOCA (США) представляет ссуды сельским кредитным кооперативам. Через этот фонд в 2000 г. было распределено 6 млн. руб., активно подключились к этому процессу кредитные кооперативы «Стимул», «Хозяин», Озинский кооператив «Надежда», в четвертый раз из этого фонда получает кредит Новобурасский кредитный кооператив «Гарант»; все желающие фермеры могут подать заявку в фонд. Максимальный размер кредита на одно крестьянское хозяйство составляет 250 тыс. руб., процентная ставка— от 23 до 33 процентов годовых, срок возврата— в пределах одного года. К примеру, кооператив «Гарант» имеет кредитную линию на 3915 тыс. руб. — учитывается размер паевого фонда, кредитная история, размер залогов, действует система поручительства. Средства выделяются под конкретные фермерские хозяйства, входящие в кредитный кооператив, но при возникновении каких-либо непредвиденных обстоятельств заемщик может быть изменен, и тогда новый кандидат на получение кредита должен соответствовать необходимым требованиям и целям программы. В последнее время многое было сделано в направлении упрощения процедуры оформления и получения кредита. За весь период работы этой программы не было ни одного случая невозврата ссуженных средств.
Что касается трудностей, которые препятствуют развитию кредитной кооперации в регионе, то основная из них — отсутствие общегосударственного правового поля. В шести регионах России уже есть свои законы о кредитной кооперации, чего пока нельзя сказать о Саратовской области. К тому же кредитные кооперативы (а это некоммерческие организации, так как создаются не ради получения прибыли, а для удовлетворения нужд членов кооперации) не имеют никаких налоговых и других льгот. Очень сложно решаются социально-экономические проблемы, не у всех фермеров хватает средств, необходимых для вступления в кооператив. Ну и, конечно, информационный вакуум: многие жители сельской местности просто не знают о той выгоде, какую может дать участие в кредитной кооперации.
Значение кооперативного кредита несоизмеримо выше, чем помощи, оказываемой отдельным хозяйствующим субъектам со стороны государства. По мере развития и упрочения кредитной кооперации она неизбежно «вбирает» в себя в качестве вкладов свободные деньги сельских жителей, дополняя их государственными средствами и кредитами, получаемыми от коммерческих банков, она делает кредит относительно дешевым и доступным трудовому человеку, вводит его в обычный обиход. В условиях современной российской деревни с чрезвычайно слаборазвитым капиталонакоплением кредитная кооперация является наиболее совершенным инструментом распределения денежных средств в низовых структурах агропромышленного комплекса страны.
Источник: «Деньги и кредит», № 5, 2001 г.