Статистика развития сельской кредитной кооперации России на современном этапе

Сельскохозяйственная кредитная кооперация с момента принятия закона о сельскохозяйственной кооперации развивается наиболее динамично, что является следствием работы на сельскохозяйственном микрофинансовом рынке иностранных Фондов и активной подвижнической работы Российского Фонда развития сельской кредитной кооперации и Союза сельских кредитных кооперативов. Так, к 2006 г. (всего за 9 лет действия закона «О сельскохозяйственной кооперации») их насчитывается около 1100.

 

За  период 1995-2005 гг. численность СКК увеличивалась довольно быстрыми темпами.

численность сельских кредитных кооперативов

 

Количество сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (созданных в соответствии с законом «О сельскохозяйственной кооперации»)

Наибольшее количество сельских потребительских кооперативов сосредоточено Южном, Приволжском и Сибирском округах.

Размещение сельских кредитных кооперативов

Размещение сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов по административным округам страны

На сегодняшний день кредитные кооперативы объединены в региональные системы. Центральные офисы сельской кредитной кооперации находятся в 60 субъектах РФ.

Размещение сельских кредитных кооперативов

азмещение сельскохозяйственных потребительских кооперативов по территории страны (на 1.01.06 г.)

Велика роль местных властей  по созданию и поддержке кооперации. Лидерами в сельской кредитной кооперации являются именно те области, где местные власти поддерживают кредитную кооперацию. Это  Волгоградская, Саратовская, Вологодская, Ростовская и другие области. Безусловным лидером является Волгоградская область, где насчитывается 48 кредитных кооперативов с численностью пайщиков более 35тыс.

Основные показатели деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов Волгоградской области

Показатель

Годы

2000

2001

2002

2003

2004

Количество кооперативов, шт.

27

34

37

43

48

Численность пайщиков, пайщиков

 

3385

 

7629

 

13649

 

23279

 

36023

Размер паевого фонда, млн.руб.

 

2,1

 

3,4

 

5,1

 

7,5

 

12,7

Привлечено средств от пайщиков, млн.руб.

 

13,2

 

42,2

 

93,6

 

204,7

 

353,7

Привлечено средств от сторонних организаций, млн.руб.

 

27,1

 

63,2

 

96,3

 

134,2

 

99,3

Объем привлеченных средств, млн.руб.

 

40,3

 

105,4

 

189,9

 

338,9

 

453,0

Объем выданных средств, млн.руб.

 

49,9

 

136,9

 

242,0

 

410,2

 

718,0

За годы ее существования кредитная кооперация положительно себя зарекомендовала. Потребительская кооперация как социально-ориентированная система  обеспечивает жизнедеятельность сельских жителей. Она решает социальные вопросы, предоставляет не только кредиты, но и предоставляет торговые и бытовые услуги, осуществляет закупку и переработку продукции. В настоящее время можно говорить о создании в стране трехуровневой системы сельскохозяйственной кредитной кооперации.

Система сельской кредитной кооперации

Примечание - белым цветом выделены структуры, которые в данный момент проходит этап создания.

Система сельскохозяйственной кредитной кооперации  и перспективы ее дальнейшего развития

В то же время существует ряд факторов, сдерживающих развитие сельской кредитной кооперации. Для ее поступательного развития необходим комплекс следующих мер:

  1. Разработка и принятие специального Федерального Закона, регулирующего функционирование сельских кредитных кооперативов.
  2. Проведение адекватной налоговой и кредитной финансовой политики в области регулирования деятельности сельских потребительских (в том числе кредитных) кооперативов.
  3. Государственное содействие в создании и развитии инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование системы сельской кредитной кооперации (учебно-методический центр, аудиторский союз, фонд гарантии пайщиков и др.), а также субсидирование процентной ставки по кредитам кооперативов из средств, привлеченных в коммерческих банках.
  4. Более активная поддержка кредитной кооперации местными органами власти (выделение средств из областного бюджета для формирования гарантийного, лизингового и страхового фондов развития кредитной и других видов кооперации, финансовой поддержки учебно-консультационных центров;  компенсация через сельскохозяйственные кредитные кооперативы части процентных ставок сельхозпроизводителям по получаемым ими целевым кредитам; установление налоговых льгот для сельскохозяйственных потребительских кооперативов по уплате местных и региональных налогов на этапе становления кооператива и др.).
  5. Установление льготного налогообложения, аналогичного некоммерческим организациями, учитывая тот факт, что сельские кредитные кооперативы являются некоммерческими организациями, а именно – освобождение от налогообложения налогом НДС паевого фонда и операций по предоставлению займов (не рассматривать их как операции по реализации услуг); освобождение от налога на прибыль.
  6. Создание условий для укрепления материально-технической базы системы сельской кредитной кооперации.
  7. Включение кредитных кооперативов в сферу действия различных государственных целевых программ.
  8. Разработка и внедрение единых стандартов финансово-хозяйственной деятельности кредитных кооперативов; создание условий для укрепления материально-технической базы системы сельской кредитной кооперации совершенствование научного, кадрового, информационного, методического и юридического обеспечения кредитных кооперативов.

К числу основных проблем, сдерживающих поступательной развитие сельской кредитной кооперации следует отнести суженность правового поля. В настоящее время деятельность кредитной кооперации регулируется ст. 116 Гражданского кодекса Российской Федерации и федеральными законами: «О сельскохозяйственной кооперации»  № 193-ФЗ от 08.12.1995 г. и «О кредитных потребительских кооперативах граждан» № 117-ФЗ от 07.08.2001 г. Однако очевидно (и это отмечено в Концепции развития сельскохозяйственной потребительской кооперации), что  ни один из этих федеральных законов не может в полной мере удовлетворять современным требованиям к законодательной базе о кредитной кооперации, поскольку область правового регулирования данных  законов существенно   ограничена их узкой специализацией.

Так, Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» распространяет свое действие только на те кредитные потребительские кооперативы, которые созданы в подавляющем большинстве сельскохозяйственными товаропроизводителями. Согласно определению, данному в статье 1 этого закона «сельскохозяйственный товаропроизводитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции (которая составляет в стоимостном выражении более 50% от общего объема производимой продукции в общем случае, и более 70% от общего объема производимой продукции для рыболовецких артелей (колхозов)».

Таким образом, для многих сельских жителей и предпринимателей, которые ведут несколько видов хозяйственной деятельности, эти законодательные ограничения не позволяют равноправно с другими членами участвовать в финансовой деятельности кредитных кооперативов.  В некоторых субъектах Российской Федерации были приняты региональные законы, направленные на содействие развитию  кредитной кооперации. Примерами таких законодательных актов могут служить региональные законы, принятые в Алтайском крае, Волгоградской, Владимирской, Орловской, Саратовской областях и в ряде других субъектов Российской Федерации.

Вышесказанное является основание для принятия федерального закона «О кредитной кооперации», который до сих пор не принят. Предметом регулирования данного закона должна стать система сельской кредитной кооперации, где должны быть заложены и определены правовые, организационные и экономические основы кредитной кооперации как финансовой организации особой формы.

Как отмечено в Концепции, принятие данного закона обеспечит однозначное толкование таких, широко применяемых в сфере кредитной кооперации экономических понятий, как членство, паевой взнос, паевой фонд, кооперативные выплаты. Законом должны быть установлены необходимые требования к Уставам кредитных кооперативов, определен порядок формирования имущества кооператива и распределения доходов, а также обеспечена юридическая защита интересов членов кооперативов в решении вопросов о правах и обязанностях членов, порядке исключения из кооператива, имущественной ответственности, структуре органов управления и контроля, их компетенции, условиях реорганизации и ликвидации кооперативов, других вопросов деятельности.

Положения федерального закона должны определить основные принципы кооперативного движения, в том числе принцип добровольности вступления и выхода из кооператива, принцип равноправия членов, принцип самоуправления кредитного кооператива.

Именно самоуправление является важнейшим отличительным признаком кредитного кооператива, определяющим особое правовое положение кредитного кооператива на финансовом рынке. Принцип самоуправления, включающий в себя возможность контроля за деятельностью кооператива и беспрепятственного влияния на принятие ключевых решений со стороны каждого члена кооператива через участие в высшем органе управления - общем собрании,  должен предопределить   и особый подход к вопросу о надзоре за деятельностью кредитных кооперативов со стороны государства.   Так как для ведения основной деятельности кооператива ему требуются специфические стандарты бухгалтерской отчетности, то принимаемый федеральный закон должен это предусмотреть.