Предложение микрофинансовых организаций о займе на покупку железнодорожного билета расширит сеть продаж.

Национальное партнёрство участников микрофинансового рынка (НАУМИР) выступило с инициативой выдавать пассажирам кредиты на покупку электронных авиа- и железнодорожных билетов. Микрофинансовые организации и кредитные кооперативы смогут до 1 июля 2011 года подключиться к системе, позволяющей предоставлять новую услугу, а на поток продажа билетов в кредит будет поставлена уже с начала 2012 года.

Президент НАУМИР Михаил Мамута пояснил «Гудку», что услуга подразумевает только оформление электронных билетов, о выписке бумажных бланков речи не идёт. «Микрокредиты увеличат рынок электронных билетов, особенно в небольших городах и сельской местности, ведь именно там находятся офисы 70% микрофинансовых организаций, и они всем известны, – сказал Михаил Мамута «Гудку».

Всего в стране насчитывается более 2 тыс. таких компаний, их услугами пользуется около 800 тыс. человек.
«Если хотя бы половина из них начнёт покупать электронные билеты в кредит вместо того, чтобы не покупать никаких билетов вообще, это может увеличить пассажиропоток, – считает он. – Кроме того, сработает «сарафанное радио», и за этой услугой будут обращаться новые клиенты».

Пока предполагается, что в области кредитования билетов микрофинансовые организации будут сотрудничать не напрямую с РЖД, а с транспортными агентствами. Комиссия за продажу билета может составить 2%. Часть этой суммы пойдёт агентству, а часть – микрофинансовой организации.

Заместитель генерального директора Федеральной пассажирской компании Олег Никитин заявил «Гудку», что появление таких микрозаймов расширит сеть продаж электронных билетов и это в интересах ФПК. «Но будет эффективнее, если микрофинансовые организации со своей идеей обратятся непосредственно к нам, а не станут действовать через коммерческие билетные кассы, услуги которых могут дорого обойтись клиентам, – отметил Олег Никитин. – Мы не хотим, чтобы в результате нововведения пострадали пассажиры, они ведь в первую очередь наши клиенты».

Между тем, по данным ФПК, россияне постепенно начинают осваивать технологию покупки билетов в электронном виде. Если в 2007 году, когда эта услуга только появилась на сайте РЖД, ею воспользовались не более 281 тыс. пассажиров (0,08% от всех продаж), то в 2010 году – уже свыше 1,2 млн, а в I квартале этого года – более 600 тыс. На сегодня доля электронных железнодорожных билетов выросла до 7,5%.

В НАУМИР не скрывают, что готовы сотрудничать и напрямую с ФПК в сфере реализации билетов, если компания проявит интерес к их идее. В этом случае вопрос уровня комиссии будет решаться отдельно.

В то же время гендиректор ООО «РЖД-Тур» Михаил Изотов считает, что появление нового кредитного продукта может незначительно увеличить пассажиропоток, однако большинство туристов предпочитают покупать билеты через кассы или сайт РЖД именно для того, чтобы избежать лишних расходов, не платить комиссию транспортным агентствам, а тем более проценты по займам. «Такая система микрокредитования, конечно, имеет право на существование, но вряд ли будет массовой», – полагает глава «РЖД-Тура».

С другой стороны, по подсчётам экспертов, микрокредиты могут повысить продажи как минимум на 5%. Как рассказал «Гудку» руководитель комитета по транспорту Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин, схожая технология кредитования используется в области туризма. «Многие турфирмы в сотрудничестве с банками предлагают займы под покупку путёвки, в том числе вместе с билетами. Это оказалось хорошим маркетинговым ходом и повысило продажи туров на 5–7%. Схожая ситуация может быть и в случае с железнодорожными билетами».

По словам Дмитрия Горина, на сегодняшний день электронные билеты чаще всего покупают владельцы кредитных карт. У них есть возможность взять деньги в рассрочку у банка. Но таких, по данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), не более 8%. «Если же микрофинансовые организации сделают ставку на жителей небольших городов – тех, кто не имеет кредитных карт и слабо разбирается в интернет-технологиях, – электронные билеты станут доступны широким слоям населения», – отметил он.

Как рассказала «Гудку» гендиректор компании – разработчика проекта «Центр платёжных инноваций» Мария Волконская, пассажир сможет обратиться в микрофинансовую организацию и ему оформят электронный билет на поезд и оплатят его в кредит, полностью или частично. «Микрокредит поможет пассажирам купить билет, не дожидаясь отпускных. Сроки такого займа невелики – от нескольких дней до нескольких недель. Процентная ставка будет зависеть от конкретной микрофинансовой организации, но в среднем это 1% в день», – пояснила она.

То есть если пассажир берёт микрозаём 5 тыс. руб. на неделю, ему придётся вернуть на 350 руб. больше. Если клиент не отдаст кредит вовремя, то за 1–2 дня до отправления поезда компания сдаст билет, получив обратно 75% его стоимости. Микрофинансовые организации считают такую схему безрисковой.

Источник: ОАО «Газета «Гудок»