При всех положительных моментах системы обязательного пенсионного страхования она не в состоянии обеспечить уровень жизни пенсионеров, приближающийся к европейским стандартам. Пожалуй, ни в одной стране государственная пенсия не обеспечит человеку достойный уровень жизни в преклонном возрасте. Это, по сути, пособие, чтобы не умереть с голода.

 

С января 2004 г. Право на деятельность в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию получили негосударственные пенсионные фонды.

 

Негосударственный пенсионный фонд  - особая некоммерческая организация социального обеспечения, специально созданная для пенсионного обеспечения населения. В соответствии с законодательством негосударственные пенсионные фонды осуществляют как добровольное пенсионное обеспечение, так и формирование накопительной части трудовой пенсии.

Добровольное пенсионное обеспечение осуществляется в весьма разнообразных формах как в виде пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики и территорий, так и в виде личного пенсионного обеспечения граждан, производящих накопление средств на своё дополнительное пенсионное обеспечение в государственных пенсионных фондах.

В отличие от обязательного пенсионного страхования, где нормы страховых взносов и условия получения пенсий установлены законом, условия добровольного пенсионного обеспечения определяются договором о негосударственном пенсионном обеспечении, который заключает с негосударственным пенсионным фондом или работодатель в пользу работников или гражданин в свою пользу или пользу своих близких.

Таким образом, пенсионер получает возможность иметь совместно с обязательными видами пенсионного обеспечения дополнительную добровольную пенсию, что позволит обеспечить ему достойную жизнь в пенсионном возрасте. Негосударственное пенсионное обеспечение населения осуществляется пенсионными фондами в двух основных формах - в форме пенсионных программ предприятий и в форме индивидуальных договоров негосударственного пенсионного обеспечения.

Деятельность НПФ регулируется Законом о негосударственных пенсионных фондах.

Упрощённая схема деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению выглядит так:

  • Сбор денежных средств с граждан либо с организаций, которые готовы платить пенсионные взносы за своих работников;
  • Ведение учёта поступивших денежных средств и их распределение по именным счетам конкретных пенсионеров;
  • Инвестирование денежных средств в целях их сохранения и прироста;
  • Ведение учёта прироста денежных средств и распределение его по именным счетам конкретных пенсионеров.
  • Выплата пенсии пенсионеру по достижении пенсионного возраста.

Государство "отделило" фонд от денег, т.е. фонд не имеет права сам вкладывать денежные средства в ряд активов, они инвестируются через специализированные управляющие компании, которые подлежат государственному лицензированию и контролю. Таким образом, для большей надёжности создана двухступенчатая система: фонд собирает деньги, но не может сам их вкладывать, а "работают" с этими деньгами специальные организации.

По добровольному пенсионному договору вкладчик обязуется уплачивать в фонд пенсионные взносы, инвестирует собственные средства, а потом за счёт накопленных сумм выплачивает негосударственную или дополнительную пенсию участникам.

При добровольном пенсионном обеспечении суммы пенсионных взносов определяются только финансовыми возможностями вкладчика. Цель накоплений - получение дохода. Этот доход направляется на пополнение средств пенсионных резервов и накоплений, на покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда. При этом размер отчислений на формирование имущества и покрытие расходов не должен превышать в сумме 15% дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов, и 15% дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений, после вычета вознаграждения управляющей компании и специализированному депозитарию фонда и уплаченных налогов. Кроме того, имущество НПФ формируется за счёт совокупного вклада учредителей, целевых поступлений, пенсионных взносов. (не более 3%).

Если лицо решило доверить свои пенсионные накопления НПФ, то Пенсионный фонд РФ переводит средства, отражённые в специальной части индивидуального лицевого счёта физического лица в выбранный НПФ. В НПФ также переводятся средства, которые работодатель физического лица перечислил в Пенсионный фонд РФ на финансирование накопительной части трудовой пенсии в текущем году.

Накопленные средства переводятся до 31 декабря текущего года, а поступившие взносы - после того, как работодатель предоставит в ПФР сведения по каждому своему работнику, а ПФР разнесёт их по индивидуальным счетам персонифицированного учёта (в соответствии с законодательством это должно быть сделано до 1 июля).

НПФ организует инвестирование пенсионных накоплений. Доход от инвестирования отражается в специальной части индивидуального лицевого счёта работника.

По достижении пенсионного возраста фонд обеспечивает выплату пожизненной пенсии, рассчитанной исходя из размера пенсионных накоплений, отражённых в специальной части индивидуального лицевого счёта.

Источниками выплаты накопительной части пенсии являются пенсионные накопления, которые формируются за счёт страховых взносов и доходов от инвестирования накопительной части трудовой пенсии.

Средства, инвестируемые Пенсионным фондом через управляющие компании, по своей сути являются собственностью Российской Федерации, и ПФР несёт субсидиарную ответственность за качество размещения накопительной части трудовой пенсии и за размер средств, находящихся на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. В случае перевода пенсионных накоплений в НПФ, он возлагает на себя бремя субсидиарной ответственности за сохранность этих средств. В этой связи важнейшим условием обеспечения сохранности и прироста пенсионных накоплений является их правильное инвестирование.

НПФ инвестирует пенсионные накопления граждан через управляющие компании, допущенные для инвестирования средств пенсионных накоплений по результатам специального конкурса, проводимого Министерством финансов РФ.

Контроль за соблюдением фондом состава и структуры инвестиционного портфеля пенсионных накоплений в ежедневном режиме осуществляет специализированный депозитарий НПФ. В случае нарушения со стороны управляющих компаний депозитарий сообщает об этом фонду, а при наличии нарушений по фонду в целом - фонду и в Минтруда России, который применяет к фонду установленные меры воздействия.

НПФ обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку.

Высшим органом управления НПФ является совет фонда, который осуществляет общее руководство его деятельностью, структура, порядок формирования, полномочия и срок полномочий совета фонда, порядок принятия им решений определяются уставом НПФ в соответствии с законодательством РФ.

Структура инвестиционного портфеля фонда или его части может быть определена в форме инвестиционного индекса. Порядок определения инвестиционного индекса для инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствующий класс активов и особенности управления инвестиционным портфелем , структура которого определена в форме инвестиционного индекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

Выбрать фонд и просто, и сложно одновременно. Просто, потому что достаточно взглянуть на перечень фондов и на основании их данных выбрать один из них. Сложно, потому что чем боль-ше вникаешь в детали, тем больше появится вариантов. При выборе НПФ необходимо изучить все доступные материалы о его надежности, обратив внимание прежде всего на следующие данные:

  1. Опыт и репутация НПФ на рынке негосударственного пенсионного обеспечения. Существует достаточно большое число НПФ, которые успешно работают в области негосударственного пенсионного обеспечения на протяжении 5 и даже 10 лет, сохраняя и приумножая средства своих вкладчиков, несмотря на перепады в экономике. Для характеристики фонда весьма важно то обстоятельство, насколько успешно он пережил кризис 1998 г. Фонд должен иметь опыт реальной выплаты негосударственных пенсий, что в еще большей степени характеризует его способность выполнять свои обязательства.
  2. Личные впечатления от общения с сотрудниками фонда. В процессе заключения договора об обязательном пенсионном страховании рекомендуется уточнить все интересующие детали непосредственно в фонде в общении с его сотрудниками. То, насколько вежливо и оперативно представит ели Фонда помогли, насколько подробно ознакомили с Документацией фонда, может служить определенным критерием качественной работы фонда.
  3. Сведения о размере имущества фонда. Для оценки надежности фонда прежде всего важен размер его имущества для обеспечения уставной дельности. При наличии достаточного размера имущества фонд имеет возможность привлекать квалифицированных специалистов, использовать в своей работе современные технические средства и программное обеспечение. При достаточном ращмере имущества для обеспечения уставной деятельности у руководства фонда не возникает соблазна нецелевого использования пенсионных резервов и пенсионных накоплений.
  4. Доходность размещения пенсионных резервов. Обязательной информацией является проценты начислений на именные пенсионные счета участников фонда по негосударственному пенсионному обеспечению. Традиционно НПФ реализуют консервативную стратегию размещения пенсионных резервов, поэтому наиболее приемлемым процентом начисления является величина, на несколько процентов превышающая инфляцию за этот год.
  5. Состав учредителей фонда, состав совета фонда, количество участников фонда. Количество участников фонда косвенно характеризует объем поступлений средств на счета фонда, а следовательно, возможности его развития. Сколько участников уже получают пенсию? Этот показатель свидетельствует об обязательности фонда в исполнении условий договоров пенсионного обеспечения.
  6. "Инвестиционный портфель". С какими управляющими компаниями заключены договоры (потом можно поинтересоваться деятельностью этих компаний)? Каково процентное соотношение вложений (в федеральные ценные бумаги, в банковские вклады, в акции и облигации, в недвижимость и т.д.)? Необходимо узнать, какова доходность фонда за последние несколько лет, каков процент начислений на именные пенсионные счета. Желательно, чтобы этот процент превышал инфляцию.
  7. Отчетность за прошедший год. Если возникают сложности по чтению документов, то к отчетности должна быть приложена пояснительная записка. Основные моменты в ней будут изложены вполне доступным языком. Необходимо ознакомиться с балансом, заключениями аудитора и актуария. Особое внимание обратить на замечания и предложения по исправлению нарушений. Проверить, были ли исправлены недостатки, выявленные в прошлом году.

По итогам 2009 г. ПФР принял от граждан 2,6 млн заявлений о выборе управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда для инвестирования пенсионных накоплений. Это на 12% (300 тыс.) больше, чем в 2008 г. О желании перевести свои накопления в частную управляющую компанию заявили 77,9 тыс. человек, о переходе из одного НПФ в другой - 229,8 тыс. человек. Большая часть принятых ПФР заявлений касается желания застрахованных лиц передать свои пенсионные накопления из ВЭБа в управление НПФ. Всего в прошлом году о таком желании заявили 2,2 млн человек, что на 1,6% больше, чем в 2008 г. Таким образом, по данным на 1 января, число клиентов НПФ в рамках обязательного пенсионного страхования составило 5,84 млн человек. Сколько застрахованных граждан привлекли конкретные пенсионные фонды, пока неизвестно. Лидерами по привлечению клиентов стали "Промагрофонд", НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" и НПФ "Норильский никель". Ежемесячные страховые взносы работодателя на накопительную часть пенсии своих сотрудников составляют 2-6% от заработной платы. Эти средства поступают в ПФР и в дальнейшем подлежат обязательному инвестированию. По умолчанию пенсионными накоплениями граждан управляет ВЭБ. Впрочем, для инвестирования накоплений можно выбрать одну из 54 частных управляющих компаний или один из 128 НПФ, имеющих право работать с пенсионными накоплениями граждан. Общая сумма пенсионных накоплений граждан в системе НПФ на 1 января 2010 г. составила 74 млн руб. (на 1 января 2009 г. - 39 млн. руб.), пенсионные резервы 571 млн руб., на 100 млн руб. больше 2009 г. Объем средств в управлении ВЭБа составляет, по данным на 1 января, 452,45 млрд руб. В НПФ и УК, по данным на 1 октября,- 71,72 млрд руб. и 12,7 млрд руб. соответственно.

Впрочем, несмотря на увеличившуюся клиентскую базу НПФ, в 2009 г. темпы её прироста по сравнению с предыдущими годами заметно снизились - рост за год составил 1,6%. По итогам 2008 г. темпы прироста клиентов НПФ составили 45,5%, 2007 г. - 42,7%, 2006 года - 51,1%.
При этом растет количество желающих вернуться из частных структур в государственную управляющую компанию. По итогам прошлого года было подано около 90 тыс. заявлений о переходе из частной системы в государственный ПФР. В 2008 г. число таких заявлений составило 22,6 тыс., в 2007-м - 4,3 тыс. При выборе управляющей компании или НПФ для инвестирования пенсионных накоплений застрахованные лица руководствовались результатами управления по итогам 2008 г. Тогда все частные управляющие компании, за исключением одной, показали отрицательную доходность инвестирования, аналогичная ситуация была и в НПФ (впрочем, некоторые фонды компенсировали убытки за счет собственных средств и показывали нулевую доходность). В среднем по рынку доходность составила минус 30% годовых. На этом фоне ВЭБ с доходностью минус 0,46% выглядел более привлекательно.

В 2008 году НПФ "Промрегионсвязь" получил убытки от инвестирования пенсионных резервов, и по итогам года совет фонда принял решение разнести эти убытки по счетам застрахованных лиц. В результате доход клиентов "Промрегионсвязи" по договорам негосударственного пенсионного обеспечения оказался минус 17,25%. По данным ФСФР, за 2008 г. объем пенсионных резервов "Промрегионсвязи" снизился на 20,6% - с 2,55 млрд до 2,03 млрд руб.

В течение 2009 г. рынок в результате отзыва лицензии или слияния с более крупным НПФ покинуло порядка 60 фондов, при этом лишь в одном случае имелся факт неисполнения фондом своих обязательств.

Практика показала, что наибольшую надёжность и доходность будущих пенсионных накоплений показывают добровольные страховые взносы на длительный срок в таких микрофинансовых организациях, как кредитные кооперативы, сбережения пенсионных накоплений которых идут на выдачу обеспеченных займов. Так, вклад свободных денежных средств в сумме 100 тыс. руб. на 15 лет может принести дополнительный доход в размере 1 млн. руб., что уже является существенным дополнением к будущей пенсии и позволит пенсионерам безбедно прожить свою старость. Более того, хранение сбережений в кооперативах позволяет вам постоянно контролировать ваши накопления и изъять их в любое время в случае необходимости.