Анализ инвестиционной законодательной базы России и Чувашии

В РФ приняты специальные законы об иностранных инвестициях, о концессиях, о свободных экономических зонах. Привлечением и страхованием иностранных инвестиций от лица государства занимается Российское агентство международного сотрудничества и развития, Государственная инвестиционная корпорация, Российская финансовая корпорация.

 

 

Создана система инвестиционных кредитных институтов – Российский банк реконструкции и развития, Агентство финансового проектирования, Международное агентство по страхованию инвестиций от некоммерческих рисков, Тендерный комитет содействия инвестициям. Разработана адаптированная к российским условиям и практике методика составления бизнес-плана и оценки инвестиционных рисков. Специалистами финансовой корпорации ведётся отбор приватизированных предприятий, которые могут представлять интерес для иностранных инвесторов. В целях повышения заинтересованности зарубежных инвесторов предусмотрены таможенные и налоговые льготы, разрешена долгосрочная аренда земли, создание в России филиалов иностранных банков, совершенствуется редакция законов об иностранных инвестициях, о концессиях и о СЭЗ в направлении упрощении порядка инвестирования в экономику России.

Также льготы для иностранных инвесторов прописаны в Таможенном кодексе. Так, товары, ввозимые на таможенную территорию России в качестве вклада иностранного учредителя ПИИ в уставные капиталы, освобождаются от налогообложения таможенными пошлинами, если они не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам и ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного капитала. Главным критерием отнесения активов к основным либо оборотным средствам является срок полезного использования. Стоимостные характеристики в этих целях не применяются, т. Е. признаётся недействующим прежнее положение, согласно которому к основным средствам не относились предметы стоимостью менее 100-кратного размера установленного российским законодательством минимального размера месячной оплаты труда за единицу.

Льготы по уплате таможенной пошлины могут предоставляться при первоначальном формировании уставного капитала ПИИ, а также его увеличении. Такие операции могут совершаться, если внесены и зарегистрированы изменения в учредительные документы ПИИ. Причём любые изменения регистрируются в органах государственной регистрации юридических лиц, относящихся к налоговой системе РФ. Это означает, что только после окончания данной процедуры ПИИ может подавать документы для предоставления льготного порядка таможенного оформления. До завершения государственной регистрации изменений и дополнений в учредительные документы предприятия тарифные льготы в отношении таких товаров не предоставляются.

Важно, что согласно закону об иностранных инвестициях, таможенные льготы предоставляются только инвесторам и ПИИ, участвующим в реализации приоритетных инвестиционных проектов. К ним относятся проекты, включённые в перечень, утверждаемый правительством РФ, которые могут быть двух видов: проекты с суммарным объёмом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб. и проекты, в которых минимальная доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет не менее 100 млн. руб.

Таможенная льгота предоставляется по усмотрению таможенного ведомства, и нередко для таможенного оформления товара – вклада в уставный капитал необходимо представить заключение Минздравсоцразвития, Минэкономразвития, Минприроды и других министерств и ведомств, хотя такой порядок ни в каких документах не зафиксирован.

Многие регионы используют такие инструменты привлечения инвесторов, как освобождение или отсрочка платежей налогов в местные бюджеты, освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на инвестиции, а также различные гарантии инвесторам и др. Регионы, имеющие собственное инвестиционное законодательство, создавали его для инвесторов вообще, а не для иностранных или российских.

В 2000-2007 гг. в России были осуществлены ряд мер с целью активизации инвестиционной деятельности, в том числе по совершенствованию федерального законодательства (совершенствование информационного обеспечения, улучшение налогового и таможенного регулирования, снижение административных барьеров с целью дебюрократизации экономики). Вступили в силу федеральные законы «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемые в форме капитальных вложений», «О бюджете развития Российской Федерации», «О лизинге», «Об ипотеке (залоге имущества», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и др.

В целях защиты прав инвесторов был принят новый арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, что позволит обеспечить квалифицированное решение хозяйственных споров, в том числе по инвестиционным вопросам.

Вступил в действие новый план счетов бухгалтерского учёта, способствующий приближению российских бухгалтерских стандартов к международным.

Изменению инвестиционного климата призваны служить новые инструменты инвестиционной политики, созданные правительством РФ с целью дальнейшей диверсификации экономики и повышения информированности иностранных инвесторов о новых возможностях в России. К ним относятся Инвестиционный фонд, Банк Развития, Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий, Российская венчурная компания, Особые экономические зоны и т.д.

Инвестиционный фонд РФ представляет собой эффективный механизм развития частно-государственного партнерства. Из Инвестиционного фонда финансируются проекты, направленные на создание и развитие инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное значение, элементов российской инновационной системы, а также для проведения институциональных преобразований. Основными формами государственной поддержки проектов являются софинансирование на договорных условиях, направление средств в уставные капиталы юридических лиц и предоставление государственных гарантий.

Общий объем средств предусмотренных в бюджете Российской Федерации на период 2006-2010 гг. для финансирования проектов, отобранных Инвестиционной комиссией, составляет 453,7 млрд. руб. С момента создания Инвестиционного фонда в 2006-2007 гг. рассмотрено свыше 60 заявок с общей стоимостью инвестиционных проектов, предложенных к реализации - 2,3 трлн. руб., и запрошенным объемом государственной поддержки - около 600 млрд. руб.

Банк развития

В завершающую стадию вступил процесс формирования Банка развития (на базе Внешэкономбанка). Соответствующий закон подписан Президентом Российской Федерации 17 мая 2007 г. Предполагается, что Банк будет привлекать внешних инвесторов к софинансированию своих проектов в соотношении своей доли участия в них в пропорции 1 к 10.

Целями Банка развития являются обеспечение повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности.

Российская венчурная компания

24 августа 2006 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации «Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания». Оно будет выполнять функции «фонда фондов», т.е. отбирать наилучшие частные венчурные управляющие компании на конкурсной основе и приобретать паи венчурных фондов, создаваемых ими.

Капитал РВК сформирован в размере 15 млрд. руб. Уже отобраны первые компании в качестве партнеров «РВК». Отобранные партнеры должны будут обеспечить частное софинансирование в размере, не меньше вклада «РВК».

Деятельность Российской венчурной компании в течение нескольких лет позволит существенно увеличить объем венчурных инвестиций и содействовать созданию историй успеха российских высокотехнологических компаний.

Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий

Ярким примером государственной поддержки и стимулирования инвестиционного потенциала отрасли ИКТ стало создание «Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2006 г. № 476. Исключительной деятельностью фонда является инвестирование средств в предприятия отрасли ИКТ.

Являясь фондом прямых инвестиций, он четко фокусируется на отрасли ИКТ и нацелен на работу с партнерами, которые хорошо понимают глобальные тенденции развития рынка инфокоммуникационных технологий.

Концепция деятельности фонда заключается в том, чтобы на начальных этапах государство в большей степени компенсировало риски частных инвесторов, снижая в дальнейшем долю своего участия в капитале фонда.

Развитие технопарков в сфере высоких технологий

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р одобрена государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».

Целью программы является увеличение темпов развития высокотехнологичных отраслей, поддержка российских производителей высокотехнологичной продукции и услуг, содействие продвижению этой продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках, развитие интеллектуального потенциала в сфере высоких технологий.

Развитие особых экономических зон.

Создаваемые особые экономические зоны являются новыми перспективными инструментами для решения стоящих перед страной задач по привлечению инвестиций, диверсификации и выводу российской экономики на инновационный путь развития.

Основными элементами инвестиционной политики в субъектах РФ являются:

  • принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс;
  • предоставление (в пределах своих полномочий) инвесторам различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера;
  • создание организационных структур по содействию инвестициям;
  • разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счёт государственных источников финансирования;
  • оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот;
  • предоставление гарантий и поручительств банкам под выделенные ими средства для реализации отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов;
  • аккумулирование средств населения путём выпуска муниципальных займов.

В Чувашии создана хорошая база для долгосрочного инвестирования и успешного бизнеса, выработаны конкретные, законодательно закрепленные принципы осуществления государственной инвестиционной политики, направленные на дальнейший рост экономики, которые реализуются в рамках Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г. В республике реализуются Законы ЧР «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» и «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике», Указы Президента ЧР от 20 января 2006 г. №3 «О мерах по созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики Чувашской Республики», от 3 октября 2006 г. №80 «О дополнительных мерах по завершению государственного кадастрового учета земельных участков и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике» и ряд постановлений Кабинета Министров ЧР.

С 1994 г. в Чувашии в целях проведения единой государственной инвестиционной политики, функционирует постоянно действующий орган Кабинета Министров ЧР - Совет по инвестиционной политике, осуществляющий свою деятельность в рамках закона ЧР «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» и Положения о Совете по инвестиционной политике.

За 2007 г. внесены изменения и дополнения, актуализирующие и конкретизирующие действующие нормы, в Закон ЧР «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике», Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 января 2005 г. № 3 «О Совете по инвестиционной политике», от 17 января 2005 г. № 8 «О республиканской целевой программе «Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2005-2010 годы», от 24 ноября 2006 г. №293 «О нефинансовых мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности в Чувашской Республике», от 29 июня 2007 г. №160 «О порядке оценки эффективности предоставления государственной поддержки реализации инвестиционных проектов и проектов развития общественной инфраструктуры».

20 января 2006 г. Президентом ЧР был подписан указ «О мерах по созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики Чувашской Республики.

Согласно этому Указу приоритетными задачами экономического развития являются: формирование качественно новой инвестиционной среды путём повышения прозрачности и развития принципов корпоративного управления в организациях всех форм собственности; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций организациями на фондовом рынке с целью обеспечения их устойчивого развития.

13 января 2005 г. было утверждено Постановление Кабинета Министров №3, согласно которому совет по инвестиционной политике является постоянно действующим совещательным органом Кабинета Министров Чувашской Республики, обеспечивающим проведение единой государственной инвестиционной политики в Чувашской Республике, создание благоприятных условий для эффективного использования инвестиционных ресурсов в соответствии с основными приоритетами экономической политики Кабинета Министров Чувашской Республики.

На Совет возлагаются следующие функции:

  • разработка принципов и стратегии инвестиционной политики ЧР;
  • выработка предложений по основным направлениям использования республиканского бюджета ЧР и представление их Кабинету Министров Чувашской Республики для утверждения;
  • предварительное рассмотрение представляемого в Кабинет Министров ЧР распределения расходов инвестиционного характера республиканского бюджета ЧР, целевых бюджетных фондов по конкретным направлениям и инвестиционным объектам;
  • определение основных объектов инвестирования за счет республиканского бюджета Чувашской Республики;
  • участие в разработке порядка осуществления инвестиций за счет республиканского бюджета Чувашской Республики;
  • координирование деятельности по привлечению негосударственных инвестиций, в том числе иностранных, под гарантии Кабинета Министров ЧР;
  • рассмотрение и отбор инвестиционных проектов, реализуемых на территории Чувашской Республики, для оказания мер государственной поддержки, а также в целях стимулирования инвестиционной активности организаций реального сектора экономики, контроль за их реализацией;

Кроме того, в целях привлечения дополнительных инвестиций в экономику республики, стимулирования производства высокотехнологичной продукции и продукции обрабатывающих отраслей промышленности подготовлен законопроект «О территориях развития Чувашской Республики», устанавливающий правовые, территориальные организационные и экономические основы создания, функционирования и ликвидации региональных и муниципальных территорий развития ЧР. Законопроектом предусматривается создание территорий развития четырех типов: промышленно-производственного, агропромышленного, технико-внедренческого, туристско-рекреационного. При создании зон всех типов будет соблюдаться принцип ограниченности их территории, что обусловлено необходимостью концентрации объектов инфраструктуры с целью уменьшения затрат на их создание. Планируется, что территории развития ЧР будут создаваться на 20 лет. Предприятиям-участникам территории развития предполагается предоставление государственной поддержки из республиканского бюджета в рамках действующего законодательства.

Закон №38 от 23 июля 2001 г. «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесённых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» предусматривает ряд льгот инвесторам, а именно:

  • предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налогов при реализации инвестиционных проектов, связанных с техническим перевооружением, реконструкцией действующего производства, освоением нового производства, и созданием дополнительных рабочих мест;
  • предоставление инвестиционного налогового кредита при отсутствии задолженности по уплате Республиканских налогов;
  • предоставление организациям, зарегистрированным на территории Чувашской Республики и привлекающие инвестиции на сумму более 10 млн. руб., освобождение от уплаты налога на имущество организаций в размере 50% от суммы исчисленного налога в течение всего срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на пять лет со дня получения льготы.
  • предоставление льгот по налогу на прибыль организациям, осуществляющими приоритетные инвестиционные проекты в размере 13,5%.
  • в случае вложения инвестиций для добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов ЧР организации, зарегистрированные на территории ЧР, освобождаются от уплаты республиканских налогов в части, зачисляемой в республиканский бюджет ЧР в течение всего срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на пять лет начиная с месяца, в котором поступили в организацию инвестиции.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 16 настоящего Закона, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Таким образом, иностранному инвестору в РФ предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов. Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причинённых ему в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц этих органов. Также иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещённых законом. Имущество не подлежит принудительному изъятию, в т. ч. реквизиции и национализации, а при реквизиции и национализации иностранному инвестору выплачивается стоимость имущества.

Источник: Кредитная кооперация Чувашии