Формы государственной поддержки иностранных инвесторов в Чувашии

Приоритетными направлениями государственной поддержки инвестиционной деятельности в Чувашской Республике являются:

  • Создание новых рабочих мест;
  • Производство конкурентоспособной продукции (работ, услуг);
  • Инновационное производство и критические технологии;
  • Техническое перевооружение и модернизация производства;
  • Формирование высокотехнологичного агропромышленного производства;
  • Развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;
  • Федеральные и республиканские целевые программы, реализуемые на территории Чувашской Республики;
  • Развитие малого предпринимательства.

В целях государственной поддержки инвестиционной деятельности в Чувашской Республике используются следующие формы и методы:

  • Предоставление льгот по налогам и сборам (далее - налоговых льгот), подлежащим зачислению в республиканский бюджет ЧР, при привлечении инвестиций в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и законами ЧР о налогах;
  • Предоставление инвестиционных налоговых кредитов по республиканским налогам, а также по налогу на прибыль организаций, в части, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашии, в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и законами Чувашии о налогах;
  • Прямое участие ЧР в инвестиционной деятельности путем:
    • Разработки, утверждения и финансирования за счет средств республиканского бюджета ЧР инвестиционных проектов на объекты государственной собственности ЧР и межмуниципальных инвестиционных проектов;
    • Предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
    • Размещения средств республиканского бюджета Чувашии для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
    • Проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;
    • Выпуска облигационных займов ЧР, гарантированных целевых займов;
    • Субсидирования за счет средств республиканского бюджета ЧР процентных ставок по заемным средствам, привлекаемым на инженерное обустройство земельных участков, предоставленных под жилищное строительство;
    • Другие формы и методы, не противоречащие законодательству РФ.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в субъекте Федерации, как правило, включает в себя следующие нормативные правовые акты:

  • О гарантиях осуществления и мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности, предоставляемых субъектом Федерации;
  • О налоговых льготах, предоставляемых субъектами Федерации при осуществлении инвестиционной деятельности;
  • О порядке предоставления гарантий и льгот при реализации инвестиционной деятельности;
  • О порядке проведения экспертизы инвестиционных проектов;
  • О порядке государственной регистрации создания, преобразования и ликвидации предприятий с иностранными инвестициями;
  • О размере регистрационного сбора, взимаемого за регистрацию создания, преобразования и ликвидации предприятия с иностранными инвестициями.


Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне


Прямые методы

Косвенные методы

  • Целевые региональные программы развития промышленности, сельского хозяйства, др. отраслей;
  • Региональные бюджетные, внебюджетные фонды;
  • Прямые капитальные государственные вложения;
  • Региональные стандарты и нормы;
  • Квотирование;
  • Лицензирование;
  • Региональные контрольные пакеты акций;
  • Региональная и муниципальная собственность;
  • Стимулирование спроса и регулирование цен;
  • Государственное финансирование НИОКР;
  • Субсидирование затрат предприятий на патентование изобретений за рубежом.
  • Налоговые ставки и стимулирующее льготное налогообложение;
  • Налоговые каникулы;
  • Льготные ставки по ссудам;
  • Кредитные меры стимулирования экспорта:
    • Предоставление прямых экспортных кредитов;
    • Рефинансирование экспортных кредитов;
    • Страхование экспортных кредитов;
    • Государственные гарантии кредитов на развитие;
    • Приоритетных с точки зрения развития региона производств;
  • Инвестиционный налоговый кредит;
  • Региональные и муниципальные займы;
  • Платежи за использование региональных и муниципальных ресурсов;
  • Платежи за загрязнение окружающей среды;
  • Гарантии и льготы кредитным учреждениям региона, предоставляющим инвестиции в экономику региона.

 

Анализ принятых регионами нормативных актов свидетельствует о том, что инвестиционная политика регионов развивается прежде всего по линии системного улучшения федеральных правоустановлений в рамках компетенции региональных властей. Большинство документов, о которых идёт речь, предусматривает: гарантии равной защиты прав, интересов и имущества инвесторов; формирование и использование залоговых фондов, обеспечивающих гарантии по предоставленным отечественными и иностранными инвесторами кредитом и инвестициям; применение региональными государственными органами налоговых льгот.

На сегодня в качестве финансового инструмента государственной поддержки инвестиционной деятельности ЧР используются различные формы: предоставление льгот по уплате республиканских налогов и налога на прибыль организаций, в части зачисляемой в республиканский бюджет, предоставление инвестиционных налоговых кредитов, государственных гарантий ЧР под коммерческие кредиты, грантов муниципальным образованиям для поддержки муниципальных программ развития малого предпринимательства и начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса, субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков и стоимости гарантий (поручительства) республиканского гарантийного фонда для субъектов малого предпринимательства, субсидирование за счет средств республиканского бюджета ЧР процентной ставки по заемным средствам, привлекаемым на инженерное обустройство земельных участков, предоставленных под жилищное строительство.

Министерством экономического развития  и торговли разработана Республиканская целевая программа «Государственное стимулирование развитие внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2005-2010 годы», основными целями которой являются эффективная интеграция экономики  республики, как субъекта РФ, в систему международного разделения труда и развитие внешнеэкономических связей для обеспечения дальнейшего роста экономики республики, повышение инвестиционной привлекательности Чувашской Республики и обеспечение благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности на основе комплексной и эффективной поддержки организаций, привлекающих инвестиции.

Последовательная реализация Программы позволит:

  • активизировать внешнеэкономическую деятельность Чувашии;
  • расширить круг торговых партнеров Чувашской Республики и рынков сбыта продукции чувашских производителей;
  • обеспечить благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, привлечение  иностранных инвестиций в развитие реального сектора экономики, повышение рейтинга инвестиционной привлекательности ЧР среди субъектов РФ;
  • повысить инвестиционную и инновационную активность предприятий.

Основные мероприятия республиканской целевой программы «Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2005-2010 годы» предполагают привлечение внебюджетных источников, в числе которых также и иностранные инвестиции (реализуемые в частности посредством кредитов иностранных банков). Среди них:

  • создание региональной системы информационного, консультационного содействия предприятиям-экспортерам, формирование и развитие баз данных экспортеров и экспортных товаров (предполагаемая сумма инвестиций - 150 тыс.руб.);
  • повышение квалификации специалистов в области внешнеэкономической деятельности, обучение и стажировка в зарубежных фирмах в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации и по программам Международной образовательной сети ЛИНК 300 тыс.руб.);
  • расширение института торгово-экономических представителей в субъектах Российской Федерации, странах СНГ и дальнего зарубежья (220 тыс. руб.);
  • организация выставочно-ярмарочных мероприятий на территории Чувашской Республики и за ее пределами (19,5 млн. руб.);
  • совместное государственно-коммерческое финансирование инвестиционных проектов,  создание совместных организаций типа консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности (710 млн. руб.)
  • развитие кредитных организаций, в том числе банков (1041 млн. руб.)
  • развитие лизинговых организаций (2,6 млрд.руб.);
  • развитие страховых организаций (279,541 млн. руб.);
  • развитие инвестиционных, консалтинговых и других финансовых компаний (167 млн.руб.);

Всего по программе с привлечением внебюджетных источников предполагается привлечь инвестиций в сумме 4,9 млрд. руб.
Государственная поддержка предоставляется в соответствии с решениями Кабинета Министров ЧР после одобрения инвестиционных проектов претендентов на ее получение Советом по инвестиционной политике, являющимся постоянно действующим органом Кабинета Министров ЧР.

Так, в 2007 г. Советом по инвестиционной политике для предоставления государственной поддержки одобрены следующие инвестиционные проекты:

  • в форме субсидирования на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой - «Строительство коммунальной инфраструктуры жилого района «Новый город» (ООО «Коммунальные технологии»), «Строительство коммунальной инфраструктуры микрорайонов 3А и 3 района ул.Б.Хмельницкого в г.Чебоксары» (ООО «Чувашстрой»),
  • в форме государственной гарантии ЧР на 26,25 млн.руб. - «Строительство коммунальной инфраструктуры второго градостроительного комплекса III-«А» микрорайона Западного жилого района г.Новочебоксарска Чувашской Республики» (ОАО «Ипотечная корпорация Чувашской Республики»).

В результате реализации данных проектов будут построены крупные жилые микрорайоны общей площадью жилья более 3 млн. кв. метров и привлечено инвестиций около100 млрд.руб.

В настоящее время указанными предприятиями ведется работа по оформлению кредитов. Планируется, что общая сумма кредитных ресурсов по данным проектам составит  около 1,6 млрд.руб.

В целом за 2007г. предприятиями получено государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме льгот по налогу на имущество и налогу на прибыль организаций около 12 млн.руб.

Действенным механизмом стало предоставление нефинансовых мер государственной поддержки. Так, для оказания нефинансовых мер государственной поддержки в 2007 г. одобрены четыре инвестиционных проекты общей стоимостью 6,6 млрд. руб. Социальный эффект данных проектов измеряется в создании 285 нового рабочего места. Бюджетная эффективность в форме налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за период реализации проектов составит 1,1 млрд. руб.

При предоставлении нефинансовых мер государственной поддержки в 2008 г. предусматривается начать реализацию еще ряда крупных проектов: «Создание индустриального технопарка в г.Чебоксары», предусматривающий создание современного комплекса заводов по производству строительных материалов, «Строительство завода по переработке нефтепродуктов в Цивильском районе», «Строительство производственно-логистического комплекса в г. Чебоксары» и «Строительство многофункционального торгово-развлекательного центра «Мадагаскар». Общая стоимость этих проектов оценивается более 4,5 млрд. руб.

Интерес инвесторов к отдельным инвестиционным предложениям и проектам организаций реального сектора экономики существовал даже в период кризиса. К сожалению, сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда инвесторы, обладающие необходимыми финансовыми ресурсами и желанием инвестировать в предприятии, расположенные на территории республики, не могут найти для себя проекты, которые соответствуют их профессиональным требованиям и приемлемому соотношению уровня риска и будущей доходности. Таким образом, проблема подготовки предприятия для взаимодействия с инвесторами становится еще более актуальной сегодня. Владельцы и менеджмент предприятия должны иметь ясное представление о стоимости бизнеса прежде, чем будет сделано предложение инвесторам.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по республиканским налогам, а также по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в республиканский бюджет ЧР.

Предоставление инвестиционных налоговых кредитов иностранным инвесторам, являющимся организациями, зарегистрированными на территории ЧР, и реализующим одобренные Советом по инвестиционной политике инвестиционные проекты, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и законодательством ЧР о налогах при наличии одного из следующих оснований:

  • Проведение инвестором научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  • Осуществление инвестором внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • Выполнение инвестором особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление им особо важных услуг населению.

Государственной гарантией ЧР в соответствии с Бюджетным кодексом РФ признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого ЧР в лице Кабинета Министров ЧР дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Основными целями предоставления государственных гарантий по инвестиционным проектам являются стимулирование инвестиционной активности и привлечение средств инвесторов для развития экономики ЧР.

Государственная гарантия предоставляется при условии предоставления получателем гарантии обеспечения исполнения обязательств получателя гарантии, которые могут возникнуть в будущем в связи с предъявлением гарантом, исполнившим в полном объеме или в какой-либо части обязательства по гарантии, регрессных требований к получателю гарантии.

Обеспечение исполнения соответствующего обязательства должно составлять не менее 100% объема обязательств по государственной гарантии и иметь высокую степень ликвидности.

Предоставление государственных гарантий по инвестиционным проектам в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики осуществляется на конкурсной основе. Конкурсный отбор инвестиционных проектов для предоставления государственной гарантии осуществляется Советом по инвестиционной политике.

Размер государственной гарантии определяется Советом по инвестиционной политике в зависимости от экономической и бюджетной эффективности, общественной значимости и полезности инвестиционного проекта, претендующего на получение государственной гарантии.

Таким образом, в Чувашии используются почти все дозволенные законодательством РФ меры по поддержке иностранных инвесторов. В ЧР используются как финансовые, так и нефинансовые формы поддержки, которые играют огромную роль в повышении инвестиционного имиджа Чувашии и уменьшении инвестиционных рисков.

Источник: Кредитная кооперация Чувашии