Система потребительской кооперации всех регионов страны включает около 50 тыс. магазинов, почти 7 тыс. столовых, свыше 8 тыс. цехов по производству продуктов питания, 6,7 тыс. приемно-заготовительных пунктов и около 30 тыс. пунктов бытового обслуживания. Среди них доля убыточных организаций в последние годы снизилась до 12,7%. Ежегодный совокупный оборот всех организаций потребительской кооперации страны превысил 200 млрд.руб., причем 70% этой суммы приходится на кооперативные магазины. Активы системы принадлежат свыше 4,8 млн. пайщикам.

Сегодня уже можно говорить не о выживании потребительской кооперации России в рыночных условиях, а об устойчивом ее развитии в конкурентной среде. Это достигнуто за счет наличия у системы целого комплекса определенных преимуществ организационного, экономического и финансового характера перед главными конкурентами потребительской кооперации на товарном рынке - частнопредпринимательскими структурами, а также благодаря правовой поддержке российского законодательства.

Остановимся более подробно на раскрытии сущности такого рода преимуществ.

Во-первых, по сравнению с частным бизнесом, возникшим в современной России лишь в начале 90-х годов прошлого века, потребительская кооперация имеет большой опыт и давнюю историю, истоки которой берут начало в рыночной экономике XIX века.

В-вторых, жизнеспособность потребительской кооперации как целостной системы эмпирически доказана многими ведущими странами мира - Швецией, Финляндией, Польшей, Швейцарией, Израилем и др. В этих странах потребкооперация весьма успешно конкурирует с другими экономическими структурами, прочно занимая свою рыночную нишу.

В-третьих, в отличие от частных предпринимателей, основным мотивом деятельности которых является максимизация только собственных доходов, и которые уже успели в глазах потребителей во многом себя дискредитировать, потребительская кооперация все еще продолжает располагать большим капиталом доверия, особенно со стороны сельских жителей.

В-четвертых, потребительская кооперация имеет значительный опыт внешнеторговой деятельности. В прежние годы по линии Внешкоопторга она осуществляла торговлю с ведущими зарубежными фирмами, как на валютной, так и безвалютной основе. В этой связи, реанимация внешнеторговой деятельности может в перспективе явиться одним из весьма привлекательных направлений диверсификации хозяйственной деятельности потребительской кооперации.

В-пятых, несмотря на существенное сокращение объемов материально-технической базы, потребительская кооперация продолжает располагать значительным собственным имущественным потенциалом, который включает в себя комплексное техническое обеспечение всех звеньев товародвижения - закупку, переработку продукции, ее оптовую и розничную реализацию. Предприниматели же часто не имеют собственных основных фондов и довольствуются лишь их арендой, в том числе и у кооперативных организаций.

В-шестых, осуществляя свою деятельность преимущественно в сельской местности, потребительская кооперация объективно близка к районам сельскохозяйственного производства, что создает реальные условия для дальнейшего эффективного развития ее торгово-закупочной и перерабатывающей деятельности. В то время как предприниматели в основном выступают в качестве перекупщиков, диктующих сельхозпроизводителям свои закупочные цены. Кооператоры не только закупают продукцию по договорным ценам, но и перерабатывают ее и тем самым пополняют ассортимент сельских магазинов продовольственными товарами собственного производства.

В-седьмых, потребительская кооперация располагает значительным кадровым потенциалом. Работники кооперативных организаций, как правило, не только имеют среднее образование, но и высшее и даже ученые степени, кроме того, они обладают широкими практическими знаниями и опытом работы. В потребительской кооперации созданы объективные условия для воспроизводства своего кадрового потенциала на основе практической реализации стратегии непрерывного кооперативного образования. В тоже время, в сферу бизнеса часто приходят специалисты совершенно из иных отраслей деятельности, не имеющие профессионального образования или специальной подготовки. Штат наемных работников зачастую малоквалифицирован, высока текучесть кадров. Низкие зарплаты таких категорий работников, отсутствие социальных гарантий со стороны работодателей, существенно снижают мотивацию их труда.

В-восьмых, потребительская кооперация сохранила централизованное управление в рамках своей системы. Районные потребительские общества, являющиеся основными звеньями потребительской кооперации, на областном, краевом и республиканском уровнях объединяются в единые управленческие звенья - союзы. На общероссийском уровне входят в Центросоюз, что позволяет оперативно решать большой спектр вопросов, затрагивающих как систему в целом, так и отдельные региональные кооперативные организации.
Объективным преимуществом потребительской кооперации перед частным бизнесом может выступать возможность использования сетевого развития системы, основанного на узнаваемости и привлекательности ее традиционного бренда для широкого круга потребителей. В последние годы в рамках Центросоюза РФ создается такая сеть под единым узнаваемым брендом «КООП». Этот проект находит широкую поддержку Сбербанка и АФК «Система».

Так, Сбербанк передает в новую сеть активы, которые были получены им за долги от заемщиков, вовремя не выплативших кредиты. Такие прецеденты уже имеются в регионах. К примеру, в Красноярском крае в состав сети КООП вошли помещения обанкротившейся сети «Алпи». Ежегодный оборот сети составляет в настоящее время около 140 млрд. руб. Сеть под брендом КООП уже в ближайшей перспективе может стать первой в России по численности сети магазинов и третьей после «Ритейл Групп» и «Магнита» по обороту. Но для достижения большей эффективности кооперативная сеть должна располагать сетью распределительных центров, применять идентичные, современные торговые технологии и единые стандарты закупки и управления, что пока еще является проблематичным. В формате региональных торговых сетей в потребкооперации для расширения сферы сетевой торговли перспективным представляется применение таких современных факторов развития как франчайзинг, субфранчайзинг, аутсорсинг, которые могут быть особенно востребованы при разработке эффективных комплексных логистических решений.

Но справедливости ради, говоря о преимуществах потребительской кооперации перед бизнесом, нельзя не отметить преимуществ частных предпринимателей. Они более активны и целеустремленны в своей деятельности. Заветная цель максимизации прибыли мотивирует их на самые решительные действия. Предпринимательские структуры часто располагают существенно более высокими финансовыми возможностями и ресурсами. Капиталы предпринимателей более мобильны. Они гораздо оперативнее ими управляют.

В тоже время дальнейшее развитие самосознания российского общества, повышение его общей культуры, в конечном итоге приведут к стремлению достижения более высоких нравственных категорий в области потребления. В этой связи, в прошлое будут уходить стремление к непомерному потреблению материальных благ, основанное на товарном фетишизме и консьюмеризме. В этих условиях объективно на первый план будут выдвигаться те структуры, которые не только способны заботиться о неуклонном повышении своей прибыли, но и учитывающие в своей деятельности социальную ответственность, гуманизм и нравственные императивы. Именно такой организацией в современных экономических условиях является система потребительской кооперации.

Однако нельзя забывать, что практическая реализация вышеобоснованных конкурентных преимуществ, требует наличия современной материально-технической базы. Объективная же оценка ее реального состояния свидетельствует о том, что износ основных фондов, в среднем по системе, составляет 41,1%. В отдельных региональных потребсоюзах Центральной России, Севера, Сибири и Дальнего Востока этот показатель варьирует от 50 % до 70% и даже порой превышает 90 %. Помимо высокой степени износа основных фондов в потребкооперации очень слабо происходит их обновление. Коэффициент обновления в последние годы составляет всего лишь около 1%, тогда как ранее он превышал 5%.

В этой связи особую актуальность приобретает проблема поиска источников финансирования. Традиционными источниками здесь являются: прибыль от различных видов хозяйственной деятельности, фонды собственных денежных средств потребсоюзов и потребобществ, включая амортизационные отчисления, а также заемные и привлеченные денежные средств - кредиты банков и заемные средства пайщиков и населения. Анализ воспроизводственной структуры инвестиций по целому ряду региональных потребсоюзов Севера и Центра России дает в целом схожую картину, Около 70% инвестиций идет на приобретение основных фондов, 20% на новое строительство и всего 10 % на модернизацию и реконструкцию.

Подавляющая часть инвестиций (80-90% и более) формируется за счет собственных средств. Из них на долю прибыли приходится примерно 80%, на долю амортизации - 20% и привлечение средств в форме лизинга зачастую составляет менее 1%. Технологическая структура инвестиций в основной капитал потребительской кооперации России характеризуется меньшей долей строительно-монтажных работ и большей долей оборудования по сравнению со средним по стране. Это обуславливается все еще недостаточными темпами роста инвестиций и большой долей средств, вкладываемых в приобретение активов.

К сожалению, в условиях кризиса ожидать существенной финансовой поддержки со стороны государства системе потребительской кооперации практически нереально, являясь неправительственной общественной организацией, ей приходится в основном рассчитывать на свои собственные силы, в том числе и в вопросах инвестиций в основной капитал своих организаций. Как показывает практика обновления фондов системы потребительской кооперации, когда ежегодно в среднем за год данный показатель не превышает одного процента, встает проблема поиска новых, нетрадиционных путей финансирования технического оснащения кооперативных предприятий. Здесь существуют различные подходы: привлечение средств местных администраций, использование средств пайщиков и иного населения, обслуживаемого потребительской кооперацией и др. В этом контексте нами предлагается инновационный подход к финансированию обновления технического потенциала кооперативных предприятий, основанный на внедрении системы трансфертного ценообразования.

Отметим, что сама идея трансфертного ценообразования в целом не нова. Такой способ ценообразования характерен для корпораций, объединяющих разного рода бизнес единицы, преследующие свои собственные интересы зачастую несовпадающие. В тоже время как показывает опыт, трансфертное ценообразование в корпорациях позволяет на взаимовыгодной основе, учитывая интересы отдельных их участников, повышать эффективность управления корпорациями в целом.

Для потребительской кооперации трансфертное ценообразование не должно носить традиционной его формы, когда трансфертные цены
рассматриваются как внутрикорпоративные расчетные цены за товары (работы, услуги). Трансфертное ценообразование в системе потребительской кооперации, по - нашему мнению, должно выступать как особого рода финансовый механизм, создающий условия для беспрепятственного перелива денежных средств между кооперативными организациями в рамках единой системы потребительской кооперации. Такое перераспределение финансовых средств будет способствовать выравниванию, в том числе и уровня технического оснащения кооперативных предприятий различных потребительских обществ и их союзов. Таким образом, для потребительской кооперации трансфертное ценообразование будет выступать как особого рода внутрисистемная инвестиционная деятельность, которая также может рассматриваться в качестве одного из конкретных преимуществ системы перед частными предпринимательскими структурами, где такая финансовая взаимопомощь невозможна по определению.