Современные отношения между различными субъектами рынка выводят тему развития и поддержки сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации (СКПК) на качественно новый уровень. Начало деятельности потенциального кооператора сопряжено с рядом проблем, главной из которых можно считать недостаток или полное отсутствие стартового капитала, что характерно для многих сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также с высокой стоимостью привлекаемых ресурсов, которая создаёт нагрузку для членов кооператива.

Актуальность темы обусловлена также тем, что многие малые сельскохозяйственные товаропроизводители и крестьянские фермерские хозяйства, в стремлении сохранить максимальное высокое качество своей продукции, при недостатке бухгалтерских, экономических, технологических и прочих консультационных услуг, работая себе в убыток, могут не выдержать конкуренции с частным бизнесом. Это может послужить причиной прекращения деятельности кооперативов, поэтому поддержание и развитие сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации не только серьезно обсуждается, но и решается уже на государственном уровне. Государственная важность вопроса отражается и в целях разрабатываемых программ, которые направлены на инновационное развитие села и, как следствие, повышение качества жизни сельского населения и улучшение экономических показателей производственной деятельности.

Наглядным примером является разработка ведомственной целевой программы «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годы» (ВЦП), определяющей и задающей вектор развития сельскохозяйственной потребительской кооперации на ближайшие годы. Её главной целью является улучшение уровня жизни на селе, а также развитие системы сельскохозяйственной кооперации, которая должна быть использована в качестве основного инструмента, обеспечивающего для производителей сельскохозяйственной продукции (как малых, так и крупных форм хозяйствования) доступ к рынкам реализации.

В качестве наиболее оптимальных направлений программы ее авторы предлагают стимулировать организацию сельскохозяйственных кооперативов и потребительских обществ всех видов, обеспечить им условия для создания, расширения и модернизации производственной базы, а также предоставить для них максимально благоприятные условия по доступности финансовых ресурсов.

С целью построения в Российской Федерации комплексной системы поддержки и развития сельскохозяйственной кооперации в проекте ведомственной целевой программы запланировано проведение следующих системных мероприятий:

1.    Возмещение части затрат на уплату процентов в размере 100 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации:

-    по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, заключенным с 1 января 2013 г. на срок от 2 до 8 лет организациями потребительской кооперации, оказывающими сельскому населению не менее 50% услуг, на цели развития современной материально-технической базы для хранения, транспортировки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;

-    по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (последующего уровня), заключенным с 1 января 2013 г. на срок до 8 лет сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами на цели пополнения фондов финансовой взаимопомощи. (Далее по тексту - возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам).

2.    Предоставление организациям потребительской кооперации, оказывающим сельскому населению не менее 50% услуг, сельскохозяйственным кооперативам грантов на развитие материально-технической базы (в том числе с использованием лизинга), в том числе мощностей по хранению, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, приобретение специализированного автотранспорта; организацию логистических центров, снабженческих пунктов, сельскохозяйственных кооперативных рынков, мощностей по строительству и обслуживанию членов кооперативов.

3.    Возмещение кооперативам части фактических расходов, связанных с получением консультационных услуг по управленческим, экономическим, налоговым, бухгалтерским, финансовым и правовым вопросам; подготовке, дополнительному профессиональному образованию менеджеров и других работников кооперативов, включая приобретение специальной литературы.

Ожидаемый объем финансирования должен составить на 2014 - 2016 годы 13 400 616 тыс. рублей (рис.1).

 

Рисунок 1. Долевое распределение источников финансирования, %

Как видно на диаграмме, практически половина всех средств, планируемых к выделению, - из федерального бюджета, примерно равное количество средств - из бюджетов субъектов РФ и собственных средств кооперативов.

В рамках развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации наибольшую практическую значимость имеет мероприятие по возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами на цели пополнения фондов финансовой взаимопомощи.

Предлагаемые в проекте ведомственной целевой программы меры зависимы друг от друга: отказ от реализации одной из них повлечет за собой автоматическое недостижение целевых индикаторов по двум другим. Рассмотрим подробнее мероприятие по возмещению части затрат на уплату процентов на предмет достаточности планируемых к выделению средств.

Целевой индикатор, определяющий степень достижения целей ВЦП в части возмещения части затрат на уплату процентов, определен размером доли заёмных ресурсов, полученных малыми формами хозяйствования в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах.

В рамках ожидаемого конечного результата реализации программы сумма займов, выданных сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами, должна увеличиться на 20 %.

Предполагаемый объем финансирования планируется распределить на указанные в ведомственной целевой программе мероприятия следующим образом (Рис.2).

937 500 тыс. руб. (7% от общего объема финансирования) планируется направить на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. Их планируется выделить из средств федерального (80%) и регионального (20%) бюджетов.

 

Рисунок 2. Распределение средств на мероприятия ВЦП

По данным отчетности (Форма ГПС-40) Министерства сельского хозяйства Российской федерации (Минсельхоз) доля займов, полученных малыми формами хозяйствования в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2011 и 2012 году, осталась неизменной и составила 2,63% (рис. 3) при снижении общего объема кредитов (займов), полученных на развитие малых форм хозяйствования (МФХ) чуть более чем в 2 раза (за 2011 год - 116,92 млрд. руб.; за 2012 год - 56,13 млрд. руб.).

 

Рисунок 3. Распределение кредитов (займов), полученных малыми формами хозяйствования, по кредитным организациям в 2011 и 2012 году, %.

В проекте ведомственной целевой программы базовое значение данного целевого индикатора составляет 6%, что в 2,2 раза отличается от статистических данных. Отличие статистических данных от действительной картины наблюдается по объективным причинам, в том числе из-за отсутствия дисциплины сдачи отчетности в Минсельхоз и государственные органы статистики. Ввиду отсутствия прочих ретроспективных данных помимо отчетности, полученной в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, считаем целесообразным оценивать динамику именно по данным отчетности (Форма ГПС-40).

Таким образом, целевой индикатор «доля заемных ресурсов, полученных малыми формами хозяйствования в СКПК» считаем возможным установить следующим образом (табл. 1).

1. Целевой индикатор, определяющий достижение поставленных задач

Наименование индикатора

2012

факт

(базовый)

2014

план

2015

план

2016

план

Доля заёмных ресурсов, полученных МФХ в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах, %

2,68

4,5

10

20

Заёмные ресурсы, привлечённые МФХ из коммерческих банков и сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, млн. руб.

56 137,35

56 137,35

56 137,35

56 137,35

Заёмные ресурсы, полученные МФХ в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах, млн. руб.

1 506,47

2 526

5 613

11 227

Источник: рассчитано автором на основе ретроспективных данных Минсельхоза России.

Расчет в таблице 1 осуществлен по пессимистичному прогнозу с неизменным показателем общего объема заемных ресурсов, полученных на развитие малых форм хозяйствования. Объем заемных ресурсов, полученных малыми формами хозяйствования, принят по уровню 2012 года на все последующие годы. Ввиду нестабильности уровня кредитования малых форм хозяйствования за 2011 и 2012 годы считаем рациональным осуществлять расчет по «наихудшему» году.

Анализируя динамику кредитования МФХ в кредитных организациях за два последних завершенных года в рамках отчетности ГПС-40, среднегодовая сумма кредитов, полученных СКПК, составит 1,58 млрд. руб. (за 2011 год - 2,23 млрд. руб. и за 2012 год -927,25 млн. руб.). Средневзвешенная процентная ставка по полученным МФХ кредитам за 2012 год составит 14 % годовых.

2. Объем средств, необходимый для реализации мероприятия

Наименование показателя

Базовое

значение

2014

2015

2016

Итого

Объем кредитования СКПК на цели пополнения фонда финансовой взаимопомощи, млн. руб.

1582,76

2000

5000

9000

х

Возмещение части затрат на уплату процентов в размере 100 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации:

- по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (последующего уровня), заключенным с 1 января 2013г. на срок до 8 лет, сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами на цели пополнения фондов финансовой взаимопомощи, млн. руб.

-

165,0

412,5

742,5

1320,0

Источник: рассчитано автором на основе ретроспективных данных Минсельхоза России.

Приняв вышеуказанные усредненные значения за базовые, осуществим расчет необходимого объема средств на возмещение части затрат на уплату процентов в размере 100 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации по кредитам, полученным сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами на цели пополнения фондов финансовой взаимопомощи (таблица 2).

Будущая динамика объема кредитов, полученных сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, рассчитана с учетом запланированной доли роста фонда финансовой взаимопомощи СКПК в рамках роста доли заёмных ресурсов, полученных МФХ в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах (таблица 1).

Таким образом, при дальнейшей редакции ведомственной целевой программы считаем необходимым учесть следующие рекомендации:

  1. При расчете индикатора «Прирост количества членов потребительских кооперативов» отдельно выделить прирост количества членов СКПК.
  2. При обосновании потребности в ресурсах для достижения целей и результатов Программы:

-    распределить выделяемые ресурсы отдельно на организации потребкооперации и отдельно на сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

-    увеличить объем денежных средств, выделяемых на возмещение части затрат на уплату процентов в размере 100 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (последующего уровня), заключенным с 1 января 2013 г. на срок до 8 лет, сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами на цели пополнения фондов финансовой взаимопомощи до 1320 млн. руб.

Поддержка указанных мер позволит создать действенную систему сельскохозяйственной кооперации и существенно расширить возможности реализации мер предлагаемых проектом ведомственной целевой программы.